ОТ ПОВТОРЕНИЯ К ЗАХВАЧЕННОСТЯМ

Человек – многоплановое существо и в различное время на переднем плане у него может быть какая-то одна из его субличностей. Это можно представить в виде круга, обозначающего полную личность человека, разделённого радиусами на какое-то количество секторов. Каждый сектор – это одна из субличностей человека Все вместе они объединены в единую личность, так же как органы и клетки нашего тела объединены в однонаправленное функциональное целое.

Количество субличностей у различных людей не одинаковое количество. Каждая субличность может иметь свои интересы, свои стремления и свои ценности. Опыт, при взаимодействии человека с реальностью мира, или же полученный при внутренней работе, получает не только та субличность, которая непосредственно принимала участие при его получении, но и все остальные субличности, причём этот опыт распределяется между ними по убывающей кривой. Это одна из причин, почему читатель какого-либо серьёзного труда, возвращаясь к прочитанному, с удивлением обнаруживает, что уже прочитанный прежде текст, читается, как в первый раз. Даже подчёркнутые места не кажутся более знакомыми, чем весь остальной текст. Причиной этому является то, что в момент повторного прочтения одного и того же текста, на переднем плане оказалась другая субличность, которая только отчасти помнит смысл того, что прочитано было прежде другой субличностью. При повторном внимательном прочтении того же самого текста, человек может обнаружить в нём какие-то ценные для себя мысли, которые были незамечены при предыдущем чтении. Конечно, что-то от предыдущего прочтения всё равно остаётся в памяти, и, поэтому повторный внимательный просмотр текста делает осознание его более полным, а понимание более глубоким.

Каждая субличность может иметь свои интересы и свои увлечения, но если мы ежедневно возвращаемся к одной и той же теме или идее, то может оказаться так, что одним и тем же материалом или одной и той же идеей будет заполнена вся наша личность. И тогда, мы будем захвачены тем, чем заполнены наши субличности. Ну а если мы только изредка возвращаемся к какой-то теме или к какой-то деятельности, то захваченность может никогда не возникнуть. Это связано с тем, что в промежутках между нашими возвращениями к какой-то теме, мы будем заняты чем-то ещё, и те субличности, которые будут при этом задействованы, так же будут передавать свой опыт соседним субличностям. И, кроме того, каждая проделанная нами работа, каждый прочитанный или прослушанный текст, особенно если это сопровождается достаточно яркими эмоциями, оставляет свой след в нашей памяти и в наших стремлениях. Этот след, со временем зарастает и остаётся от него только тень воспоминания. Но, если этот след возобновляется прежде, чем он успевает зарасти, то он становится всё более глубоким и становится основой стремлений человека. Разумеется, чем реже человек отвлекается на какие-то другие направления, и чем чаще он получает какой-то один опыт или погружается в одну идею, тем больше вероятности, что все его субличности будут задействованы одним и тем же направлением или захвачены одной и той же идеей.

Но, как мы уже говорили, у различных людей количество субличностей не одинаково, от чего во многом зависит широта и глубина мировоззрения. В тех случаях, когда их мало, то они могут оказаться заполненными до предела какими-то житейскими интересами. здесь нельзя не согласиться с тем, что чем меньше субличностей у человека тем легче они могут быть заполнены интересами, имеющими непосредственное отношение к примитивному выживанию. Для других, возможно, более высоких интересов у такого человека просто нет места. В таких случаях «перевоспитать» такого человека, привить ему интерес к чему-то более высокому, чем его привязанности к быту, возможно, будет иметь нулевой успех. У таких людей есть ещё одна показательная характеристика их личности – они при повторных чтениях или слушаниях не воспринимают для себя ничего нового, потому что это «новое» должно с чем-то резонировать в какой-то из субличностей. А если субличностей у человека раз, два и обчёлся, то и внутренних резонаторов у него будет не густо, и отсюда узость мировоззрения, мелкие интересы и своеобразная упёртость, в которой важным является только то, что вмещается в узкое пространство мировоззрения такого человека.

Можно ли изменить мировоззрение человека и сделать его более широким и глубоким? Можно, но только в определённых пределах, так как существуют ограничения, как генетические, так и, если можно так сказать, духовные. И, конечно же, эффективность воспитания более высокая, если это делается, начиная с раннего детства.