Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВНИМАНИЕ, ВОСПРИИМЧИВОСТЬ И СОЗВУЧИЕ

--

Мы вновь возвращаемся к темам внимания, восприимчивости, погружения и созвучия, потому что эта тема прежде была не достаточно глубоко освещена, будучи очень важной в духовной практике человека. Мы помним, что во внешнем мире мы воспринимаем только то, что есть в нас самих. И когда мы путешествуем по миру или делаем какие-то открытия, или же общаемся с близкими или не очень людьми, то это возможно для нас только потому, что реальность мира и всевозможные отношения с ним возможны только потому, что этот мир и эти взаимоотношения уже есть внутри нас. Даже тот мир, который мы рассматриваем через электронный микроскоп или же самый большой телескоп в мире. Мы можем воспринимать только то, что уже есть в нас самих. Не напрасно на фронтоне дельфийского храма написаны слова: познай самого себя. Человек – бесконечное существо, и об этом мы можем узнать только тогда, когда посмотрим на себя изнутри. Современные физики, изучающие реальность мира на квантовом уровне, пытаются, используя внешние средства, познать структуру и законы вселенной, её принципы, которые лежат в основе её существования, но это они делают, ещё раз повторяю, используя внешние средства, в то же время мистики как востока, так и других регионов Земли исследуют реальность мира с внутренней бесконечной  его стороны. И они, физики и мистики, встречаются в своей работе там, где они созвучны друг другу. Об этом мы можем прочитать в замечательной книге: «Дао физики» Фритьофа Капра. Но эта встреча происходит не на внутренней стороне реальности мира, которая бесконечна. Физики и мистики в этом случае общаются друг с другом через стену проявленного мира.

Это кажется непостижимым и неправдоподобным. Как это возможно, чтобы человек носил в себе всю Вселенную, с её проявленными и непроявленными мирами, с той реальностью, которая окружает его и с которой он взаимодействует, с её прошлым, настоящим и будущим? Станет ли это утверждение для человека более понятным, если сказать ему, что в каждом человеке есть «дверь» в бесконечность Вселенной, но в неё может войти только он сам, потому что ключ от неё существует в единственном экземпляре – это осознанное созвучие человека с этой «дверью» – своеобразное «сим, сим открой дверь». Нет в мире таких сил и способов, кроме созвучия с этой «дверью», которые бы могли открыть её. И никто со стороны проявленной реальности мира не может это сделать, кроме самого человека, в котором находится эта «дверь». Правда, открыть её может Бог, но это он сделает с той стороны, потому что он хозяин её, а человек – это только одна из форм проявления Бога. И это касается не только человека, но всего сущего во вселенной, которое имеет две стороны: ограниченную внешнюю и бесконечную внутреннюю. Но человеку дана возможность осознанно открыть эту дверь и познать свою истинную природу и своё предназначение, знания о которых находятся за дверью, ведущей в бесконечное. Но не существует волшебных слов, которые могли бы открыть человеку эту таинственную «дверь», потому что созвучным с ней должно быть всё человеческое существо. Это становится возможным, если человек преодолеет своё внутреннее пространство, которое находится на стороне проявленного мира, или на этой стороне двери. И это пространство, так же находится внутри человека, но оно очень тесно связано со значимостями проявленного мира при помощи всевозможных зависимостей. Эта часть внутреннего пространства имеет для человека определённое предназначение и является своеобразным чистилищем, пройдя через которое и очистившись, человек обязательно окажется перед «дверью», ведущей в бесконечность своего существа. Подавляющее большинство людей принимают чистилище за единственную реальность и живут по правилам, которые навязываются ему реальностью этого чистилища. Но в этой части внутреннего пространства человека имеется множество «дверей», каждая из которых ведёт в реальность своей вселенной. Рассмотрим эту часть внутреннего пространства несколько более подробно, так как знание его особенностей поможет человеку придти к той «двери», которая ведёт к его истинному предназначению.

Полноту созвучия мы называли погружением, которое может быть более или менее глубоким. На самом деле погружение – это захваченность. При максимальном погружении захваченность становится тотальной и человек становится единым с тем, чем он захвачен. Захваченность или полноту созвучия люди могут осознавать вначале, как влечение к тому, чем они захвачены. При углублении захваченности, влечение может стать непреодолимым и стать для человека смыслом его жизни. При этом мировоззрение человека суживается вокруг объекта или идеи, которыми захвачено его сознание. При этом объект, который захватил сознание человека, является для него самым главным, истинным, непогрешимым. И человек так его воспринимает даже тогда, когда он встречается с фактами, опровергающими его убеждённость. Примером может служить иудаизм и христианство, которые утверждают, что от начала сотворения мира прошло всего около семи тысяч лет и первыми людьми были Адам и Ева. Этот миф, рождённый «папуасами» древнего мира, сегодня не имеет под собой никакой основы, но его продолжают придерживаться сотни миллионов верующих людей.

 Здесь следует остановиться на одной очень важной особенности захваченностей, неважно, будет ли это какая-либо материальная ценность, или чувство, какое-либо влечение, или же какая-то идея. Каждая из них имеет свою вселенную, которая может быть ничтожно малой и бесконечно великой. Эту «вселенную» можно представить в виде какой-то сферы. Спектр таких «вселенных» может быть практически бесконечным – от ничтожно малого пузырька, до бесконечности Абсолюта. Любая захваченность всегда имеет свой смысл или свою идею, соответствующую размерам её сферы. Поэтому, мы можем встретить немало людей, смысл жизни которых чрезвычайно примитивен – это их вселенная, которой они полностью соответствуют и чувствуют себя в ней вполне удобно и самодостаточно. И могут быть люди, вселенная которых беспредельна. Интересно, но этот принцип распространяется не только на мировоззрение человека и какие-то его захваченности, но и на всё сущее. Например, есть вещи, которые имеют вокруг себя очень примитивную и узкую ауру, границы которой определяют размеры «вселенной» этой вещи, или идеи и даже слова. Да, даже слова, имеют свою ауру, которая является своеобразной атмосферой этой вербальной «вселенной» и определяет её размеры. И, кроме того, каждая из «вселенных» имеет свой цвет, определяющий уровень её вибраций. Поэтому мы можем говорить о тёмной или светлой, мелкой или великой «вселенной» слова. И сознание людей, пользующихся преимущественно определёнными словами, постепенно трансформируется, становясь тёмным и мелким или же светлым и высоким.

Но мы здесь говорили о внутреннем пространстве, которое находится на стороне проявленного мира. Что это за пространство, и какое оно имеет значение для человека?

Человек воспринимает внешней мир, как реальность, только тогда, когда этот мир вызывает в нём ответное звучание. И значимость каких-то его проявлений для него тем больше, чем интенсивнее ответное внутреннее созвучие этим проявлениям. Можно сказать, что величина ответной внутренней реакции зависит от готовности человека к восприятию определенных внешних влияний или же их интенсивности. Например, голодный человек, более ярко воспринимает запахи пищи, чем человек сытый, или же тихий звук в меньшей степени привлекает внимание человека, чем звук громкий. И есть ещё третий фактор – неожиданность, необычность. Готовность человека к восприятию внешних влияний во многом связана с его желаниями и ожиданиями.

Мир внутренний и внешний совсем не обязательно идентичны друг другу, так же как, например, радиоволна» не тождественна событиям, происходящим на телеэкране. Внешний проявленный мир – это мир вибраций, излучаемых атомами и их комплексами, которые не имеют качеств и свойств, осознаваемых нами. Эти вибрации раскрывают внутри нас определённые образы, накладываемые на внешнюю реальность. Это можно пояснить следующей аналогией: внешние влияния, которые подобны радиоволнам различных частот, сравним со светом фонаря, который освещает различные части внутренней картины мира. Освещённые её части мы проецируем во внешний мир в направлении источника вибраций (или влияний). И реальность мира, благодаря этому, получает всевозможные качества. Это можно ещё сравнить с окрашиванием человека невидимки в различные естественные цвета. Действительно, тело человека состоит из атомов, которые, практически, являются пустым пространством, заполненным комплексами вихрей энергии. И эти атомы не имеют известных нам качеств, присущих объектам проявленного мира. Получается, что проявленный мир имеет двойственную природу – С внешней стороны, он состоит из определённых элементов, не имеющих качеств, присущих объектам проявленного мира, а с другой, внутренней стороны, он имеет виртуальные качества, нематериальной природы, которые проявляются при воздействии на них внешними влияниями материальных бескачественных объектов. Если бы внутри человека не было своеобразной копии внешнего мира, состоящей из качеств, то человек воспринимал бы внешний мир, да и самого себя как абсолютную пустоту, не имеющую в себе никаких объектов. Это в какой-то мере сходно с восприятием человеком, страдающем слепоглухотой, реальности мира. Правда, такой человек обонял бы запахи и мог бы почувствовать вкус пищи, которых в действительности не существует. Можно сказать, что реальность мира состоит из вихрей материи и вибраций, излучаемых ими, но в нём нет тех качеств, которые мы осознаём при взаимодействии с ним. Внутри каждого живого существа есть копия внешней реальности, состоящая из качеств, которая как платье надеваются на реальность мира, придавая ему бесконечное разнообразие качеств. И для каждого вида живых организмов эта копия своя, соответствующая их способам существования и их предназначения.

Тогда реальность мира можно представить в виде двух пространств отделённых друг от друга неведением, и только в одном месте существует дверь, соединяющая, так называемое чистилище, пространство, отражающее в себе внешний проявленный мир, с бесконечным пространством реальности мироздания. В чистилище, как мы уже говорили, есть свои узкие миры, имеющие вход, но не имеющие выхода – это миры захваченности. Особенностью этих миров является то, что выйти из них можно только вначале коридора, ведущего в глубь этих микровселенных, а дальше он настолько суживается, что, войдя в такую вселенную, человек уже не может найти выхода – дверь за ним захлопывается. Человек может сквозь прозрачные стены этой тюрьмы захваченности, которая стала для него смыслом жизни, воспринимать остальной мир проявленных значимостей, но в нём он видит только то, что соответствует его захваченности. Отсюда понятно, почему такого человека трудно в чём-либо убедить, потому что он слышит и видит только то, что соответствует его захваченности, а то, что не соответствует ей, он объявляет вымыслом или ложью, или же считает это невозможным. Обычно люди в этом чистилище располагаются в самых разнообразных микромирах своих захваченностей, и, став созвучными с ними, считают, что их существование соответствует истинному смыслу жизни, и это их успокаивает, и они уже ничего не ищут, кроме того, чем они захвачены. Это связано с тем, что внутренняя структура человека, по мере роста захваченности, трансформируется в соответствии с захваченностью и становится созвучной с ней. Интересно, но какой бы захваченность ни была, даже если она ничтожна по значимости, она всегда подчиняет человека, как только он становится созвучным ей. И это понятно, так как любая захваченность – это вселенная, пусть ничтожная по значимости для непредвзятого свидетеля, но она стремится к своему совершенству, к своей завершённости, делая источником своего существования захваченного ею человека. Можно сказать, что захваченность, которая формируется по мере погружения человека в какой-либо интерес, это некая сознательная сила, которая обволакивает человека и прорастает в него своими бесчисленными корнями, делая его созвучным себе. Благодаря человеку она приобретает свою индивидуальность, и использует его как средство для своей реализации в проявленном мире.

Человек чувствует себя неудовлетворённым тогда, когда ещё не достиг полноты захваченности и, кроме того, осознаёт в себе чувство неудовлетворённости, когда какая-либо возможность, открываясь, не получает для себя необходимой пищи. Это пробуждает в человеке направленное стремление и поиск.

В реальности мира ничто не случайно и всё сущее имеет свою цель и смысл. Тогда два внутренних пространства человека, разделённых стеной неведения, так же имеют своё предназначение.

Первое внутреннее пространство человека, отражающее в себе значимости проявленного мира, необходимо для формирования в человеке «Свидетеля», который становится центром противоположным Эго. А это становится возможным, когда человек становится независимым от всевозможных влияний внешнего мира и низшей природы своего существа. Когда эта часть работы человеком завершена, он неизбежно окажется перед дверью, ведущей в бесконечность Божественной реальности. И, конечно же, именно к этому времени он станет созвучен ей, и будет готов войти в беспредельный Божественный храм. Здесь он так же окажется в состоянии захваченности, которая охватит его со всех сторон и прорастёт бесчисленными корнями всё его существо. И, оказавшись в условиях бесконечной Вселенной, он осознает, что дверь, через которую он вошёл в неё, захлопнулась позади него, и для него уже нет путей для возврата во внутреннюю реальность проявленного мира с его значимостями. И он будет воспринимать окружающий его мир с позиций новых условий, в которых оказался, и все прежние ценности для него станут иллюзиями, а смыслом жизни его бесконечный путь в беспредельном мире Божественного.

К сказанному следует добавить, что сам по себе человек никогда и никуда стремиться не будет и для него естественным состоянием будет животный образ жизни. Такое разумное животное будет стремиться к большему комфорту и большему удовлетворению своих желаний и инстинктов. Этому гарантом будет его собственное эго, вселенной которого является внутренний виртуальный мир человека, отражающий в себе внешнюю реальность. Именно этот виртуальный мир является царством эго, и оно, стремясь стать действительной реальностью, использует для этого человека как средство своей реализации.

Это очень важный принцип – чтобы утвердить себя, любая идея, любое состояние и любое стремление должно реализовать себя на физическом плане.

Хозяином и господином внутреннего бесконечного пространства человека, в котором отражена вся Беспредельность Вселенной, является его истинное «Я». Именно Он подготовил к раскрытию в человеке ту возможность, которую он осознаёт, как стремление к познанию реальности, лежащей за пределами этого проявленного мира с его значимостями. И он незримо, как бы исподволь, направлял человека к познанию истинного значения всех проявленных вещей этого мира. И, благодаря этому, человек однажды стал созвучным высшей истине, которая прежде была скрыта в этом мире значимостей.