ВРЕДНОСТЬ ДОГМАТИЗМА

Догма – это, в идеале, путь, пройденный учителем и зафиксированный в его учении. Ученики или последователи идут в том же направлении, в котором шёл их учитель, но каждый из них идёт своим путём. Это связано с тем, что каждый из людей индивидуален. Ни в коем случае не следует быть догматиком, так как догма это не твой путь, или чей бы то ни было ещё. Человеку, избравшему внутренний путь необходимо отделить направление, которым следовал его учитель, и из которого последователи сделали догму, от индивидуальных особенностях которые были использованы учителем на его духовном пути. Человек, который считает себя последователем какого-либо учения, имеет свои индивидуальные особенности и, поэтому он не может идти след в след за учителем. Вспомним «Сидхарту» Гессе. К цели можно придти, только идя своим путём, а не тем, который был предназначен для другого. Духовный путь – это всегда творчество и это всегда импровизация.

Каждому человеку на внутреннем пути, Божественный предлагает те условия и даёт те задачи, которые созвучны его особенностям. Благодаря этому, человек, прежде чем сделает следующий шаг на внутреннем пути, получает для этого необходимый опыт и знания. Так бывает всегда. Каждая религия основана на догмах. И если она используется творчески, как это делали и делают православные старцы, то становится для них духовным путём. Если же используются догмы, придающие конкретные застывшие формы духовному пути, то человек копирует эти формы и постепенно сам уподобляется им. Формы можно сравнить с информацией, а содержание догматических форм – со смыслом этой информации. И если мы говорим о духовном пути, то истинное знание направления, в котором шёл учитель, можно получить, только зная мотивы и намерения учителя в его внутренней работе. Большинство людей подобны глупому Гансу, догматически следуют советам авторитетов, неважно кем являются эти авторитеты – духовными учителями или какими-либо политическими деятелями, или кем-то ещё. Не важны внешние формы, но важно их внутреннее содержание, таящее в себе намерение. В одних и тех же формах может таиться Божественный нектар и смертельный яд. И если человек принимает догму – форму, не понимая или не зная истинного содержания её, то это может быть и троянским конём и дарами царицы Савской, которые она принесла Соломону.