Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПУТИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

--

В главе первой второй книги «Жизнь божественная» Шри Ауробиндо говорит о божественном Абсолюте, индивидуального верховного и всемогущего Бога, как трансцендентного, так и универсального, бесконечного Владыки всех отношений и ограничений, удерживающего в себе миллионы вселенных, каждая из которых озаряется отдельным лучом его внутреннего сияния и пронизывается отдельным уровнем его неописуемого существования. Здесь, практически, приведена цитата из книги Шри Ауробиндо, в которой Божественный показан как непостижимый и невыразимый верховный и всемогущий Владыка Абсолюта.

Всё создано Божественным из самого себя, поэтому каждое живое существо содержит в себе те части спектра реальности Абсолюта, которые соответствуют его предназначению. Поэтому в спектре реальности Абсолюта каждая форма жизни занимает определённое место, иногда ничтожно малое. Было бы неправильным утверждение, что только человек является исключением из всех форм жизни, так как занимает весь спектр реальности Абсолюта. В Абсолюте, возможно, есть формы разумной жизни, которые неизмеримо превосходят человека. Но они, вероятно, обитают не в низшей сфере миров, так как даже существа, обитающие на плане богов низшей сферы, не имеют тех эволюционных возможностей, которые даны человеку.

Эволюция – это раскрытие возможностей, которые уже изначально заложены в каждое эволюционирующее существо. Невозможно эволюционировать, если нет возможности, которая должна раскрыться. Поэтому, мы не можем согласиться с утверждением Фридриха Энгельса, который в своей «диалектике природы» сказал, что труд создал человека. Например. Осёл трудится на человека уже многие тысячи лет, но так и остался ослом. И в то же время, дельфины имеют объём мозга больший, чем у человека и, будучи разумными, ничего не строят и ничего не творят. И их разумность утверждают современные исследователи дельфинов, сообщая, что они научаются с первого показа, что присуще только человеку и то не каждому. И известно, что они называют друг друга по именам, которые дают своим детям при рождении, а это делают, насколько известно, только люди.

Но самым важным является то, что человеку даны возможности бесконечной его эволюции. Это величайший дар Божественного человеку и он не мог не дополнить этот дар путеводной картой или нитью Ариадны, без которой любые внутренние побуждения человека и даже какие-то усилия, направленные на реализацию этих побуждений, будут бессмысленными, так как истинным направлением может быть только одно, которое соответствует человеческому предназначению. Этим внутренним компасом, указывающим направление, в котором должно быть обращено внутреннее внимание человека, является его истинное «Я». Вся череда возможностей, данная человеку, может быть сравнима с лестницей, ведущей к Божественному Абсолюту. Ступенями этой лестницы являются возможности, которые у различных людей имеют свои особенности. Поэтому, нет двух людей на Земле, внутренний путь которых мог бы в точности совпадать с путём другого человека.

Внутренний путь в отличие от путей внешних, не требует от человека усилий в продвижении по этому пути. У духовного искателя на внутреннем пути есть только два направления его воли. Одно из них удерживает его внутреннее внимание в направлении его пути, второе же отвергает всё, что может отвращать внутреннее внимание духовного искателя от того направления, которое соответствует истинному человеческому предназначению. Рассмотрим более внимательно эти два очень важных направления человеческой воли.

Во-первых, мы должны знать, что внимание человека всегда повёрнуто в ту сторону, к которой оно привязано. К внешнему миру и его ценностям внимание человека начинает привязываться ещё с раннего детства и этому основательно способствуют его родители, которые, не понимая этого, привязывают сознание детей к своему земному раю и аду. И мечется потом человек между этими крайностями в течение всей своей жизни и, не видя иного выхода из этой ловушки, и своих детей так же привязывает к ней. И это может продолжаться в течение множества поколений. И возникает порочный круг, из которого выбраться человек не может. И, чтобы это стало для кого-то возможным, нужно дать людям знание о других путях, которые не проложены среди значимостей этого материального мира. Но и в этом случае может ничто не измениться, потому что человек может принять только то, с чем он созвучен. Могут приходить высокие духовные учителя, приносить знания о действительном предназначении человека, но человек, не будучи внутренне готовым к принятию этих знаний, не заметит их, или отвернётся от них и даже может казнить такого учителя, что в истории человечества происходило уже множество раз. И человек остался бы навечно прикованным к этому миру с его раем и адом, если бы не его истинное «Я», которое, созревая от одной жизни к другой, однажды начнёт раскрывать в нём не традиционные для обывателя возможности. Каждая открывающаяся возможность или уже открытая, обязательно будет требовать от человека «пищи», которая соответствовала бы ей по уровню частоты вибраций. И когда у человека открываются более высокие возможности, которые трансформируют сознание человека, то человек в окружающем его мире начинает искать новой для него «пищи» за пределами обыденности этого мира. Поэтому, мы можем рассматривать сознание человека как инструмент, который обслуживает те силы, которые владеют им. И когда у человека начинают раскрываться новые, более высокие возможности (совсем не потому, что он читал высоко духовную литературу) то у него начинает формироваться направленность его сознания и его мировоззрения. И только тогда его воля получает новое направление, не привязанное к ценностям этого мира.

Говоря о направленности внутреннего внимания человека к высшим ценностям, запредельным ценностям нашего земного проявленного мира мы должны помнить, что в этой направленности большое значение имеют чакры, связывающие сознание человека со всеми мирами низшей сферы. И когда мы говорим, что чакры – это центры сознания, то имеем в виду, что через эти чакры влияние сознания сил низшей сферы миров влияют на сознание человека, трансформируя его в соответствии со своим уровнем сознания. И, в этом случае Сахасрара чакра должна рассматриваться как череда возможностей, которые, раскрываясь, будут трансформировать и сознание человека, и направленность его мировоззрения. Но раскрывать эти возможности способно только истинное «Я» человека. Оно является центральной частью нашей индивидуальности, и оно определяет возможность человека выйти за пределы обыденности этого мира. постепенно открывшаяся новая более высокая возможность станет источником более высоких вибраций сознания и более высоких интересов, являющихся частью человеческого мировоззрения. И тогда вибрации этого проявленного мира для такого человека начинают звучать в диссонанс с его внутренними стремлениями. Многое из того, что прежде такой человек принимал, как должное и вполне естественное, он уже не может принять в той полноте, как это было прежде. И это знаменует начало отхода человека от привязанностей к ценностям этого мира, и тогда в духовном искателе, которым становится человек к этому времени, проявляется осознание необходимости отвержения всего, что не созвучно с его более высокими устремлениями. И это время формирования другой ветви сознательной воли, которая определяет восприимчивость внутреннего внимания ко всему, что не соответствует основному устремлению духовного искателя.

Практически, эти две ветви сознательной воли для духовного искателя становятся основными инструментами духовного искателя вплоть до того времени, когда он будет полностью свободен от каких-либо зависимостей от этого проявленного мира и сил низшей природы. Следующими проявлениями его сознательной воли будет удержание постоянно открытым внутреннего внимания более высоким уровням сознания, нисходящим в его существо. На этом этапе внутренней работы человек не только не позволяет принципам этого мира использовать его как свой инструмент, и привязывать его этим самым к мирской обыденности, но и стремиться к тому, чтобы привести в согласие всех влияний этого мира в себе с проявлениями высочайшего Божественного. Это время, когда все противоречия этого мира, его разделённость и даже его противоположности с его страданиями и смертями становятся частями великого непротиворечивого здания истинной реальности, проявленного Божественного на Земле. Разумеется, человеку не даны те бесконечные возможности, используя которые он мог бы создать полную панораму проявления непротиворечивого Божественного на Земле. Но, всё-таки в человеческих силах рассмотреть единство и необходимость основных противоречий, которыми заполнен современный мир; рассмотреть некоторые противоположности этого мира и их необходимость в эволюции сознания человека, рассмотреть необходимость смерти и страданий, через которые проходит человечество. Мы должны согласиться с тем, что у Божественного нет ничего лишнего, нет случайностей и нет  чего-либо, не имеющего цели. Зная это, мы яснее сможем видеть цели всего человечества и цель каждого человека на пути к бесконечному Божественному совершенству.