БЫТЬ СОЗНАТЕЛЬНЫМ

С возрастом недостаточная загруженность мышечной системы приводит к уменьшению физической силы и выносливости человека. Недостаточность ментальной загруженности приводит к постепенному оскудению ума и сужению круга интересов. Если человек не живёт для общества, своего народа, своей семьи, а только для себя, то в нём атрофируется социальный сектор его личности, который в гармоничном человеке занимает не менее половины всех его человеческих качеств и он из социального существа становится уродливой эгоистической личностью – потребителем. В тех случаях, когда человек стремится иметь больше материальных благ и почестей, чем он заслуживает своим трудом, то такой человек довольно скоро становится паразитом. Здесь некоторые люди захотят сделать поправку к идее паразитизма, указывая на безработицу, свойственную капитализму, которая и порождает этот паразитизм. Но откуда появляются миллионы рабочих мест для гастарбайтеров? На самом деле паразитические склонности есть в каждом человеке, но в одних людях они едва выражены, а другие ведут полностью паразитический образ жизни. И в этом нищий с протянутой рукой и Абрамович – это паразиты, на которых, в конечном счете, работают другие люди. Правда, одни из них довольствуются тем, что им перепадёт из сострадания дающих, а другие отбирают для себя то, что им не должно по праву принадлежать.

Но в этой статье мы хотим говорить не о паразитах, которые свою жизнь строят, опираясь на свои паразитические склонности, а о судьбе возможностей человека, которые используются им неправильно. Необходимо не забывать, что те возможности, которые не используются или используются недостаточно, начинают атрофироваться, и, напротив, те, которые используются максимально, разрастаются за счёт недостаточно используемых. С возрастом, человек теряет множество возможностей, которые он совсем перестал использовать или же использует их недостаточно. Особенно печально, что он теряет возможности своей воли к управлению своей жизнью.

В человеке одновременно присутствуют воля к смерти и воля к жизни. и если в первой половине своего существования у человека преобладает воля к жизни, то во второй – всё в большей степени преобладает тенденция к увяданию. Но это только частный случай. В действительности, в человеке увядают любые недостаточно используемые возможности, и это верно как для интеллектуальных, так и для творческих возможностей человека, что ведёт к сужению поля его мировоззрения и отсюда, сужение интересов, и постепенному падению интеллекта человека.

Как мы уже говорили, в каждом человеке есть воля к жизни и воля к смерти. И когда человек чувствует, что ему чего-то не хочется делать, хотя это и необходимо. Не хочется проявлять активность совсем не по состоянию здоровья, а потому, что нет никакого желания прилагать усилия для выполнения какого-то действия – это в нём проявляет себя воля к смерти. И если позволить этой воле брать верх над волей к жизни, то она начнёт ослаблять и закрывать в человеке одну за другой его возможности, постепенно превращая его в ничтожное примитивное существо или старую развалину. И есть ещё одна важная особенность: энергия воли уменьшается и воля слабеет, если она не используется или же используется недостаточно, и этой энергии становится больше, если человек преодолевает своё «неохота» и всё-таки делает то, что для него необходимо. Конечно же, здесь речь не идёт о чём-то деструктивном. Преодоление внутренней инерции необходимо, так как инерция тамаса, внутренней неподвижности – это препятствие, не позволяющее человеку выходить за пределы поверхностных знаний и возможностей. Преодоление воли к смерти необходимо для сохранения возможностей внутреннего духовного роста.

Человек состоит из многих частей, каждая из которых имеет свою волю, направленную как к жизни, так и к смерти. И в каждом человеке есть надличностная часть, способная влиять на все уровни воли, поддерживая или подавляя их. Эта надличностная часть может быть осознанной, и тогда мы называем её «Свидетелем», и она может неосознаваться человеком, и тогда для него осознание воли к жизни или же воли, направленной к смерти, становится проблематичной. «Свидетель», о котором мы здесь упомянули, в действительности есть у каждого человека, но не каждый человек осознал его. Когда мы говорим, что духовный искатель, наблюдая за своими различными состояниями, формирует «Свидетеля», то это так кажется только на первый взгляд, потому что в человеке всё уже есть, и ему ничего в себе ни формировать, ни открывать не нужно, и все усилия, которые духовный искатель прилагает в своей работе, имеют своей целью только восхождение сознания на тот уровень, на котором всё это уже есть.

Даже восхождение сознания и те усилия, которые духовный искатель для этого прилагает, совершает не он, а его Истинная часть. И человек всё это может осознать, если выйдет из-под влияния эго, которое всё присваивает, в том числе и внутреннюю духовную работу, и её результаты. Каждому человеку дана возможность осознать активность его эго, и влияние различных сил, которые, по сути, управляют человеком. От человека в этот период требуется только одного – не мешать внутреннему процессу, направленному на изменение его сознания, и принимать сторону его истинного»Я», но не эго, которое обязательно будет стремиться к тому, чтобы извратить результаты внутренней работы и отвлечь внимание человека от неё, привязав его к каким-либо внешним значимостям. Отсюда, понятны слова Шри Ауробиндо, когда он говорил, что «эта йога не для человека, но для Бога», потому что всю эту внутреннюю работу делает не человек, но Бог.

Знания всего этого могут в лучшем случае привести человека в уныние, а в худшем – к отвержению отведённой роли человека в процессе эволюции сознания на Земле. Но и в этом случае, несогласие человека с тем местом, которое отведено ему в эволюционном процессе, так же не принадлежит ему. Это эго не согласно с таким уничижительным положением, которое ему отводится. Когда человек заявляет что-то от себя, то почти всегда позади таких заявлений стоит его эго. Оно считает, что человек – это его инструмент, которым он вправе пользоваться в этом мире для своей собственной реализации.

Когда же человек избирает для себя внутренний путь, и одной из первостепенных его задач становится освобождение от влияния эго, то это порождает у него естественный вопрос: а, собственно говоря, зачем оно ему было нужно; может быть, изначально в нём не было никакой необходимости, и Сатана, чтобы насолить Богу при творении человека на Земле, встроил в его тело этот ненужный и даже вредный для духовной работы элемент? На самом деле, эго было крайне необходимым для формирования человеческой индивидуальности. И человек, идущий духовным путём, начинает освобождаться от эго только тогда, когда его индивидуальность уже сформирована и в своей дальнейшей духовной работе эго уже не является необходимым для него. И когда мы говорим, что эго сопротивляется отвержению, к которому стремится человек, то имеем в виду, что низшая природа в человеке всё ещё стремится властвовать над ним и всячески отстаивает своё право на существование. Практически, внутренняя работа человека состоит в том, что он постоянно выбирает, с влиянием каких сил он должен соглашаться и неуклонно следовать им, и какие из сил он должен отвергать и настаивать на этом отвержении.

Тогда всё, о чём шла речь в начале этой статьи, когда мы говорили о воли к жизни и воле к смерти – это и есть проявления в человеке сил света, которые представляет в человеке его Истинное «Я», и сил тьмы, которые представлены в человеке его эго. Рассмотрим несколько более подробно работу духовного искателя, которую он должен выполнять в тех ограниченных пределах, которые ему выделены природой. Говорить о начале внутренней работе духовного искателя совершенно бессмысленно, так как этого начала не существует, потому что всю внутреннюю работу изначально выполнял не человек, а его истинное «Я». И выполнение этой работы, вероятно, началось задолго до рождения человека. Возможно, даже в какой-то прошлой жизни.

Человек настолько тесно связан с этим проявленным миром и его значимостями, что не мыслит какой-то другой реальности, кроме этой единственно приемлемой для него. И когда он узнаёт от адептов Интегральной Йоги, что эта йога не для человека, а для Бога, и что будущее человека, идущего внутренним путём, не земное и даже нечеловеческое, так как, в конечном счёте, он из человека должен превратиться в Гностическое существо, домом которому будет Вселенная, то человека берёт оторопь. Действительно, Земля так прекрасна и все люди уже многие десятки тысяч, а, возможно, и миллионы лет живут на ней. Ещё так много на ней не открыто, не исследовано и не пережито. Как прекрасно чувство любви, единства со всем сущим на земле. А что может быть выше чувства любви к своей родине, любви к своим детям, продолжающим твою жизнь, и даже всевозможные заботы, печаль и страдания бесценны, так как они являются частью этой земной человеческой жизни. Другое дело – религия. Она не лишает человека земных радостей и её ценностей. Напротив, она добавляет к ним свои радости и надежды, она утешает человека перед его смертным часом, и она обещает посмертное существование в раю. Правда, в христианские религии Иисус Христос добавил ложку дёгтя, когда сказал, что много званных, да мало избранных. Хотя, почему в христианские, если во время Христа никаких христианских религий небыло. Тогда, кто же те, избранные?.. Конечно же, я не самый худший из тех, которые следуют заповедям Иисуса Христа.

На эти темы можно размышлять сколь угодно, предпочитать религии внутреннему пути, искать опоры в этом земном мире, цепляясь за его ценности. Всё это ни на йоту не изменит направления эволюции человека. Человек ещё не создан, мы только переходные существа и наше будущее, хотим мы этого или нет, стать гностическими существами Вселенной. Мы можем не соглашаться эволюционировать, и даже пытаться повернуть эволюцию вспять, даже разрушить этот мир, но только не расстаться с ним добровольно и, тем более, не стремиться к тому пугающему будущему. Но человек должен осознать и принять то будущее, которое неизбежно приближается к нему. Для этого ему нужны решимость и осознанная воля. Человеку дана возможность осознания самого себя и всевозможных внутренних состояний, потому что пришло время, когда он должен сам осознанно участвовать в своей собственной эволюции, преодолевая свою нерешительность, свои привязанности и свои страхи.

Говоря об осознанной воле мы имеем в виду волю к жизни. Человек должен и даже обязан различать малейшие проявления воли к жизни и воли к смерти, и принимать только позитивные грани воли, отвергая её негативные проявления. Сформированный в нём «Свидетель» должен быть бдительным стражем, различающем даже незначительные тенденции воли к смерти проявлять себя и преодолевать их волей к жизни. Он должен настаивать на реализации воли к жизни и поддерживать, и давать согласие, и даже настаивать только на тех проявлениях, которые ему предлагает воля к жизни.