Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕОСОЗНАННОЕ И ОСОЗНАННОЕ НАМЕРЕНИЕ ЖИЗНИ

--

Шри Ауробиндо однажды сказал, что любые идеи фантастов отражают какие-то элементы реальности мира. Можно сказать об этом иначе: Абсолют содержит в себе всё, и человеческие мысли и стремления и любая человеческая деятельность – это только отражения существующей реальности мира. Человек не может что-либо придумать из того, чего нет в Абсолюте. И какая бы революционная или сумасшедшая мысль не пришла человеку в голову – она только отражение реальности мира. Тогда мы можем говорить о неизменности структуры мира, в котором уже всё есть и ничего нового не возникает. А как же тогда понимать эволюцию сознания во Вселенной?

Идея статичной Вселенной, в которой всё уже есть, скорее, имеет в виду её структуру и принципы, по которым взаимодействуют различные её части, и над всем этим господствующая единая цель, объединяющая структуру и принципы, управляющие ею, в один общий поток.

– Поток чего? Структуры и принципов?

– Поток сознания, которое использует структуру и принципы Вселенной в своем бесконечном восхождении. Здесь можно вспомнить одно из высказываний Матери, в котором она сообщила Сатпрему, что Шри Ауробиндо указал ей путь в тело.

Проявленный мир, который мы называем материей, – это только самый поверхностный уровень реальности мироздания, по крайней мере, так воспринимается с позиций человеческого сознания. Человеческие мысли, чувства, стремления – всё это принадлежит этому проявленному поверхностному уровню Вселенной. И если представить Вселенную как бесконечный океан Божественной реальности, то доступная человеческому осознанию часть, окажется ничтожно тонкой плёнкой на поверхности бескрайнего океана вечности. Чтобы погрузиться в этот океан и пройти его глубину, за пределами которой человека ожидает великая судьба, предназначенная всему человечеству, необходимо погрузиться в материю своего собственного тела.

Вселенную ещё можно представить в виде здания с бесчисленным количеством этажей. На каждом этаже уже всё есть и те, кто решится подняться на более высокий этаж, не должны будут что-то менять на нём, но только измениться сами в соответствии с реальностью этого этажа. Таким образом, эволюция – это в первую очередь, изменение сознания. И, к тому же, этажи этого бесконечного здания реальности Вселенной, находятся ни где-то там наверху, но прямо здесь, и все реальности мироздания так же присутствуют в каждой точке привычной для нас реальности мира. Но тогда и все наши собственные, будущие эволюционирующие тела, уже существуют в нас и вокруг нас, а трансформация – это только переход от одного менее совершенного тела к другому телу, более совершенному. И даже бессмертные супраментальные тела уже ждут нас, и нам надо только постараться, чтобы соответствовать им.

Но обратим внимание на то, что мы из себя представляем сегодня. Люди редко доживают до ста лет и они должны уложиться, чтобы что-то успеть сделать за этот короткий срок жизни. Правда, природа сжалилась над человеком и скрыла от него реальную продолжительность его жизни. Она даже стёрла остроту восприятия приближающегося финала жизни. Человек живёт так, как будто бы смерть никогда к нему не придёт. Конечно, ум подсказывает человеку, что все мы смертны, и эти подсказки становятся особенно настойчивыми, когда вокруг нас начинают уходить из жизни наши сверстники. Но это мало что меняет в наших способах существования и в наших амбициях. Хотя всё-таки у некоторых из нас начинают возникать вопросы, скорее риторические, потому что некому ответить на них – почему мы должны умирать? Мы знаем, что все родившиеся должны будут умереть, но мы – это не все, мы – не такие, как те, которые уже ушли в мир иной.

Но, действительно, почему продолжительность жизни человека так невелика? Что определяет её? Те ответы, которые может дать на эти вопросы медицина, поверхностны и даже не затрагивают основную суть причины большей или меньшей продолжительности жизни. Ветхий завет сообщает о наших древних пращурах, продолжительность жизни которых была в многие сотни лет. Зная это, можно с определённой долей уверенности сказать, что основных причин, определяющих продолжительность жизни человека всего две. Первая из них свидетельствует, что эволюция человека в седой древности была неспешная: спираль восхождения сознания была не крутой и все события во времени разворачивались не с такой интенсивной скоростью, как это происходит в нашу стремительную эпоху. Вторая причина заключена в нашем истинном «Я», которое использует опыт человеческой жизни для своего собственного роста. И когда этот опыт получен, человеческая жизнь по той или иной внешней причине, прекращается. Другими словами, Психическое существо, воплощаясь в очередную человеческую жизнь, уже заранее знает о том необходимом опыте, который оно должно получить через жизнь этого человека. При этом Психическое существо во многом определяет  его судьбу, без чего невозможно было бы получение необходимого для себя опыта. Мы может думать, что ускорение эволюции, которое мы наблюдаем в наше время, свидетельствует о приближении следующей эволюционной ступени, на которую должно подняться человечество.

Не задолго до того, как Шри Ауробиндо решил оставить своё тело он говорил, что вернётся на Землю через триста лет в теле, не рожденном женщиной. И что до этого люди, идущие внутренним путём смогут осознанно продлевать свою земную жизнь столько времени, сколько это будет необходимо для полной трансформации всего своего существа. Конечно, это станет для человека возможным, если он радикально изменит намерение, которому следует всё его существо. Если основным намерением природы в каждом живом существе является сама по себе жизнь, то современный человек, искренне следующий внутренним  путём, может переориентировать намерение низшей природы в соответствии с намерением своего Истинного «Я» – конечной целью которого является полная трансформация человеческой природы.

Что должен делать духовный искатель, чтобы соответствовать намерению Истинного «Я». Во-первых, он должен принять намерение Психического существа, как указатель абсолютно всех своих желаний и действий в этом проявленном мире. Во-вторых, любые внутренние состояния и даже возникающие мысли должны рассматриваться с позиций намерения Истинного «Я». В связи с этим в «Свидетеле» человека появляется своеобразное сито, отсеивающее всё, что не соответствует новому духовному намерению. Если человек избрал для себя путь, который должен привести его к полной трансформации всего его существа, то он должен быть максимально внимательным к активности любого рода и не только внешней, но и внутренней, чтобы не позволить никаким отклонениям быть помехой на этом пути. Духовный искатель взвешивает на весах истины любые свои отношения с окружающей его реальностью, определяя их направленность, соответствуют ли они намерению Истинного «Я», или являются ловушками низшей природы. Вначале это духовному искателю может показаться трудной, даже не выполнимой задачей, но со временем, его погружение в намерение его Истинного «Я» станет настолько глубоким, что Оно возьмёт в свои руки весь процесс взаимодействия человека с реальностью этого мира и даже его внутреннюю жизнь, скрытую от внешнего наблюдателя. В этот период духовный искатель будет осознавать, что всё его существо, каждое внешнее и внутреннее его движение подчинено одной цели – соответствовать намерению своего истинного «Я». Со времени перехода человека в поток намерения своего Истинного «Я» вся его жизнь до мельчайших её проявлений принадлежит избранному человеком направлению. Абсолютно всё взвешивается, как приемлемое или не приемлемое относительно намерения Истинного «Я». При этом внешняя жизнь человека продолжается, как и прежде, и это особенно ценно, так как в таких условиях многое, что не соответствует намерению Истинного «Я» может быть проявлено и трансформировано.

При этом духовный искатель должен быть готов к тому, что внутренний процесс не только освобождения от влияний низшей природы и всевозможных соблазнов внешнего мира, но и трансформация структур различных граней его существа может занять довольно длительное время. И если только освобождение от зависимостей внешнего мира может стоить человеку значительных усилий и занять немало времени, то полный переход под влияние намерения Истинного «Я» человека может быть более продолжительным и потребовать от него больших усилий.

Дело в том, что вся внешняя часть человека созвучна низшей природе и при взаимодействии с внешним миром постоянно резонирует с ним. Для того, чтобы полностью освободиться от влияний низшей природы, необходимо, чтобы у человека с ней не было ни каких резонирующих отношений. Мало того, у него должны появиться созвучия с высочайшими вибрациями Психического существа. И только тогда можно будет сказать, что человек находится в потоке намерения своего Истинного «Я».

Когда для человека однажды наступит это время, он осознает себя изолированным от всего, что прежде для него было естественной жизнью. И до тех пор, пока его эго будет продолжать претендовать на руководящую роль в его жизни, он будет периодически испытывать состояния своеобразной ностальгии по прошлой обывательской жизни. Если человек преодолеет в себе эту тоску по утраченной жизни обывателя, то последующие её возвраты будут проявляться всё более ослабленными и, наконец, этот балласт в значительной мере препятствующий внутреннему процессу совершенствования, отпустит человека и этот период духовный искатель осознает как состояние радости и свободы. И чувство свободы, и состояние радости – безличностны и в значительной степени отличаются от «свободы от чего-то» и «радости по поводу чего-то», характерных для тех, кто находится в состоянии зависимости от внешнего мира. В этот период человек осознаёт состояние внутренней собранности, которая, казалось бы, не зависит от усилий воли с его стороны, и одновременно ясности понимания всего, с чем он приходит в соприкосновение.