Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА ЗНАНИЯ ОТКРЫВАЮТ СВОЮ СУТЬ

--

В любых знаниях содержится их основное зерно, которое принадлежит не какому-то конкретному знанию, а целому разделу знаний. И когда человек, погружаясь в знание, обнаруживает его суть, то при этом, неожиданно для него он осознаёт, что эта суть проявляется во многих проявлениях реальности мира. Кстати, когда здесь говориться о реальности, то имеются в виду все грани реальности – проявленной и непроявленной. К реальности относятся не только материальные объекты, но и различные идеи, процессы, состояния и стремления. Для примера рассмотрим идею единства, или созвучия, представленной в виде бесконечного спектра от созвучия или единства кратковременного в нижних частях спектра, и в высших его частях – созвучия постоянного.

Человек воспринимает реальность мира по созвучию с ним. Чтобы понять в чём здесь проявляется принцип созвучия нам необходимо рассмотреть принцип восприятия реальности мира. В каждом живом существе, в зависимости от его предназначения на Земле, есть своя особая воспринимающая система, которую можно сравнить с системой струн в слуховом аппарате человека – улитке. К этим «струнам» звук передаётся от барабанной перепонки в ухе и в зависимости от высоты звука в улитке начинают вибрировать в унисон определённые «струны» и от них эти вибрации в виде электрических импульсов бегут в слуховые центры головного мозга, которые преобразуют эти частоты в звук. И мы слышим музыку, пенье птиц, шум водопада, человеческую речь и т. п. приблизительно, то же самое происходит в слуховых аппаратах всех живых существ на Земле. Заметьте, во внешнем мире этих звуков – нет, они представлены в нём как волны уплотнения воздуха определённой частоты, следующие друг за другом. Их можно записать при помощи специальных устройств, но в любом случае, чтобы мы могли услышать эти вибрации воздуха, необходимо, чтобы слуховые отделы головного мозга преобразовали их в звук. Вокруг нас множество источников звука, но все они, в конечном счете, порождают воздушные волны определённой частоты, которые в мозгу человека должны быть превращены в звуки. Глухие люди не слышат звуков, потому что в их мозгу нет соответствующих преобразующих систем. Таким образом, благодаря совпадению или созвучию вибраций воздуха и «струн» слухового аппарата, человек погружается в мир звуков, но только в определённом диапазоне частот, необходимых для нормального взаимодействия человека с реальностью этого мира.

Тоже самое мы наблюдаем и при зрительном восприятии человеком реальности этого мира. В нём нет ни запахов, ни цвета, ни вкуса; он не горячий и не холодный – все эти качества рождаются внутри нас по созвучию с вибрациями этого мира. Действительно, все объекты этого мира состоят из атомов и различных полей – электромагнитных, гравитационных и других, которые не имеют воспринимаемых нами качеств. Да и сами атомы, практически это пустые пространства, заполненные энергией, не имеющей качеств, в поле которой вращаются вихри электронов вокруг вихрей ядра атома. А расстояния между ними огромны. Например, если атом водорода увеличить до размеров купола храма святого Петра в Риме, то в центре его будет находиться песчинка ядра атома, а на периферии пространства купола, будет со скоростью света носиться пылинка электрона. Все материальные объекты внешнего мира, состоящие из комплексов атомов, излучают в пространство волны определённой частоты, и воспринимающая система человека, созвучная этим частотам, превращает эти волны в запахи, вкусовые ощущения, зрительные образы и в тактильные восприятия. Разумеется, всё это происходит внутри человеческого существа. Затем человек эти внутренние образы проецирует на внешние бескачественные объекты, придавая им качества, сообщающие окружающему миру бесконечное разнообразие.

Но на этом принцип единства в созвучии не заканчивается. Каждая идея, мысль, желание, какое-либо эмоциональное состояние и даже внешние события, происходящие в реальном мире или же на экранах телевизора и мониторах компьютеров, так же имеют свою гамму вибраций, которые  могут войти  извне или первично возникнуть в самом человеке. В конечном счёте, всё это становится реальностью для человека только тогда, когда внутри него все эти внешние вибрации отзовутся в виде ответной резонансной вибрации, созвучной внешним влияниям, что приведёт к построению адекватного внутреннего образа. Таким образом, реальность мира только тогда будет осознанна человеком, когда на основании внешних вибраций в воспринимающей системе человека будет построен соответствующим этим вибрациям образ. Но этот внутренний образ или модель внешней реальности, совсем не похож на саму реальность, которая не имеет цвета, запаха, вкуса и других качеств. Это можно сравнить с телевизионным приёмником, который воспринимает только внешние вибрации или радиоволны определенной частоты и превращает их в образы, которые мы смотрим на его экране. А что произошло бы с человеком, если бы его внутреннее воспринимающее устройство перестало бы превращать вибрации в образы? – Он бы ослеп или оглох, в зависимости от того, какая система восприятия перестала бы в нём работать. Можно сказать, что слепой видит мироздание таким, каково оно есть в действительности, то же самое можно сказать и о других нарушениях органов восприятия. И, вообще, люди воспринимают реальность мира не с одинаковой полнотой, потому что их воспринимающие системы не в одинаковой степени совершенны.

Но идея созвучия проявляет себя не только в восприятии мира, она проявляет себя и в отношениях между людьми или в отношениях человека с природой и даже в отношениях с какими-то идеями. Практически, всё в мире, что излучает вибрации, может рассматриваться с позиций отношений. Примером отношений может быть дуэт на сцене двух певцов. Если один из двух певцов чувствует себя зависимым от другого, то ему проще быть созвучным, полностью повторяя другого. Ведомый как бы следует за лидером след в след. Это плохой дуэт. Если же оба певца независимы друг от друга, но подчинены общей идее единства в созвучии, то один из них будет петь первым, а другой – вторым голосом и дуэт получиться замечательным. При этом у каждого певца сохраняется его индивидуальность и возможность импровизации. И при этом у каждого из певцов, осознающих красоту исполнения песни в дуэте, есть стремление не выпячиваться, чтобы слушатели заметили именно его голос, потому что дуэт всегда полнее выражает дух песни. Правда, иногда этого не понимают «певцы», которые не могут пожертвовать ради гармонии и красоты песни своим эго и тогда такие «певцы» стараются перекричать своего партнёра. Но бывает и хуже, когда у одного из певцов нет слуха и тогда дуэта не получается, но всё может быть совсем плохо, если каждый из певцов будет петь свою песню, при этом, стараясь перекричать один другого. Конечно, здесь речь идёт не о певцах, а о созвучии отношений, о возможном единстве людей в их отношениях друг с другом.

Человек – многогранное существо и каждая грань его личности в общении с окружающей реальностью, нуждается в своём насыщении. И та из граней, которая в определённое время находится на переднем плане, будет не только требовать, чтобы о ней заботились в первую очередь, но и при общении с другими людьми, определять характер человека и его стремления. Это можно сравнить с приманкой, которую рыбак насаживает на свой крючок. Она должна быть привлекательной, чтобы гарантированно достичь желаемого. В таких случаях возможно  созвучие и даже единство, но только в пределах этой грани личности. Но не может одна и та же грань личности человека, которую психологи называют субличностью, постоянно быть на переднем плане. Насытившись, она отступает и на её место выходит другая субличность, которая, возможно, совершенно несозвучна другому человеку, но она тоже хочет есть, и в отношениях между людьми появляются проблемы – дуэта не получается, так как каждый из них стремится петь свою песню.

Человек – многогранное существо и все его грани можно представить в виде пирамиды, в нижней части которой много блоков-субличностей, но на каждом следующем уровне этих субличностей становится всё меньше и меньше. И, на вершине всего одна субличность – одна устремленность, определяющая смысл жизни этого человека. И если у двух людей, участвующих в дуэте, созвучны их высшие части личности, определяющие их стремления и, часто, их судьбу, то такие отношения могут быть продолжительностью в целую жизнь. Но так бывает редко, и найти друг друга таким людям бывает нелегко. Правда, можно перевоспитать другого человека, но это станет возможным, когда у него на это будет согласие. Но о перевоспитании – позже, так как это совершенно самостоятельная и большая тема.

Итак, то, что мир существует, как одно целое, нам следует относить к его созвучию. Мы даже окружающую нас реальность воспринимаем только потому, что в чём-то созвучны ей. То, что не созвучно нам, мы или не замечаем, или нм это не интересно, или намеренно отвергаем, а в крайнем несозвучии – становимся раздражительными и агрессивными. И это несозвучие может касаться многих сфер нашей жизни, например, несозвучие обстоятельств с нашими ожиданиями, нашими желаниями, надеждами и нашим мировоззрением. И вообще, в каждом из нас есть те части, с которыми обязательно будет несозвучие в реальности этого мира. Мы даже сами себе, часто, несозвучны, негармоничны и поэтому, недовольны собой. И принцип созвучия или несозвучия верен не только для отдельно взятого человека, но и даже для целого народа или государства. Действительно, какое может быть созвучие между метрополией и колонией. Первая хочет управлять колонией, исходя из идеи выгоды для себя, а вторая хочет быть свободной – никакого созвучия. Тогда метрополия будет пытаться перевоспитать колонию, сделать её послушной и толерантной. Но это можно сделать только при помощи различных видов насилия – в результате ничего не получается. И тогда метрополия пытается превратить населения колоний в тупой, не думающий скот, и для этого используются множество психологических и социальных приёмов. И никакого другого выбора у тех, которые стремятся властвовать над миром, не существует, потому что безоговорочно созвучным с господином может быть только безголовый тупой раб. В таком созвучии нет осознанного согласия с волей господина. Наилучший раб – это манкурт, звучащий на одной ноте абсолютного раба, и общение господина с манкуртом происходит только на этой ноте.

Но созвучие не ограничивается этим проявленным миром с его значимостями и ценностями. Внутренний путь или путь сердца так же невозможен без созвучия. Хотя здесь есть определённые особенности. Обыватель или потребитель – созвучны тому миру, в котором они живут. И для того, чтобы человек из инертного состояния обывательского созвучия перешёл в состояние поиска смысла жизни, необходимо сделать его несозвучным ценностям внешнего мира. И это возможно только изнутри, так как внешними средствами радикально изменить внутреннее звучание человека невозможно, так как в основе человеческого сознания содержится опыт тысяч предшествующих поколений. И всё наносное, связанное с внешним перевоспитанием человека, спадёт с человека как шелуха, как только изменятся внешние обстоятельства. Изнутри сознание человека может изменить только истинное «Я» человека. Человек, сознание которого перестаёт быть созвучным внешним обстоятельствам, становится искателем, так как начинает искать во внешнем мире, то, что было бы созвучно ему. Находит, но только мелкие фрагменты разрозненных знаний. В дальнейшем он осознает, что недостающие элементы знаний, которые ему удалось найти во внешнем мире, находятся в его сердце. И тогда для него становится ясным направление его внутреннего пути, и знания первых шагов, которые он должен сделать на этом пути. И эти знания будут полностью созвучны новому состоянию его сознания. В дальнейшем, когда первые шаги человека на внутреннем пути будут сделаны, истинное «Я» ещё несколько изменит звучание его сознания, в тех его частях, которыми человек был привязан к ценностям этого мира значимостей. И одновременно с этим подскажет ему следующие шаги на пути внутреннего духовного совершенства. Таким образом, нет человеческой воли в решении выбора пути – будет ли он пролегать в пределах ценностей этого материального мира или же выведет человека за его пределы. И даже начало пути, начало духовной работы не зависит от желания и воли человека. Всё определяет истинная часть человеческого существа – его истинная душа.