Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НАМЕРЕНИЕ И ВНИМАНИЕ

--

Внимание может быть стратегическим и тактическим, внешним и внутренним. Стратегическое внимание иногда определяет интересы и цели всей человеческой жизни, а тактическое – только импровизации на любые неожиданности или даже ожидаемые события, которые возникают на пути к цели, определяемой стратегическим вниманием. Но на самом деле, любая цель человека находится не где-то вдали, к которой должен стремиться человек – она находится в самом начале его пути, она существует ещё до того, как у человека появляются эти стремления. Но человек знает, что первичная цель всегда виртуальна, она в его голове, а во внешнем мире он стремится к цели реальной, при этом, не расставаясь с её виртуальным образом, который служит ему эталоном и даже путеводителем к реальной цели. Но и реальной цели в готовом виде так же не существует, и человек должен строить свою цель, сверяясь с её виртуальным эталоном. Отличие человека-обывателя от человека, идущего духовным путём, состоит в том, что обыватель стремится внешние обстоятельства приспособить, и сделать их более удобными для себя. В то же время, человек, идущий духовным путём, стремиться изменить себя в соответствии с внешними обстоятельствами. Для него внешние обстоятельства – это условия, определяющие направление его внутренней работы.

И здесь мы встречаемся с двумя типами намерения, которые вокруг себя строят соответствующие им обстоятельства… Мы должны запомнить, что именно намерения организуют не только человека, но и внешние обстоятельства, а внимание – это только средство, которое намерение порождает и использует для своей реализации. Исследуя намерение, духовный искатель может обнаружить, что Намерение – это однонаправленная индивидуальность, имеющая свою волю и даже своё узкое сознание. Это личность, имеющая все качества, присущие человеку, но все они направлены на выполнение какой-то одной определенной задачи. Намерение можно сравнить с дирижёром, который постепенно подчиняет себе все человеческие возможности и, наконец, делает человека исполнителем своей воли. Но, как уже мы говорили, внимание, а, следовательно, и намерение, может быть внешним и внутренним.

Каждый человек имеет свои генетические и, приобретённые воспитанием, психологические особенности, что предопределяет выбор стратегического намерения человека, которое обусловливает направленность интересов и внимания человека. Человек, живущий жизнью обывателя, может и не осознавать, как внешний мир формирует его намерение и управляет его интересами и вниманием. И при этом он остаётся уверенным, что выбор интересов, предпочтений и выбор цели принадлежит ему, а внимание он, совершенно осознанно направляет на реализацию своих интересов. В этих случаях людей можно сравнить с ручьями и речками, которые, если бы они были сознательными, считали бы, что это они сами выбирают направление своего движения, хотя, в действительности, направление потока воды определяется внешними условиями.

И есть ещё одна важная особенность обывателя, независимо от его социального и профессионального статуса – такие люди в своём отношении к реальности этого мира опираются только на свой ум. И это происходит совсем не потому, что они предпочитают ум сердцу, но потому, что сердце у них закрыто. Разумеется, они не знают об этом, хотя и догадываются, что многие другие люди взаимодействуют с реальностью мира на других основах. Но тогда они пытаются имитировать взаимоотношения с реальностью мира этих людей. Правда, такого рода имитации  часто бывают неудачными, так как опорой в них всё-таки является ум. Здесь можно упомянуть некоторые качества людей, у которых открыто сердце. Первое качество – это справедливость. Второе – благодарность. Третье – основной мерой их жизни является истина – отсюда их совестливость. Четвёртое – жертвенность. Пятое – безусловная честность. Шестое – отсутствие стремления к власти. Седьмое – скромность (не выпячивают свои заслуги). Восьмое – всё своё личное, и значимость самого себя, при общении с другими людьми отодвигается на второй план. Порядок, в котором расположены здесь качества, не определяет степень их важности.

О психологических особенностях людей, живущих своим умом можно сказать, что у них отсутствуют в значительной мере те качества, которые характерны для людей, живущих своим сердцем. Эти люди, расчётливы, не только в организации своей жизни, но и во взаимоотношениях с людьми, в которых стремятся занять лидирующее положение, и для этого не постесняются дискредитировать тех, которые в чём-то превосходят их. При этом совершенно отсутствует вопрос справедливости или честности. Стремясь к власти, они используют слабые места тех, над которыми формируют свою власть. Для них важно, чтобы человек или люди, над которыми они стремятся властвовать, были сосредоточены только на них. Вспомним, что этот принцип используется во всех случаях, когда речь идёт о власти. Люди, которые живут своим умом, могут имитировать свои отношения с другими людьми, так, как будто эти отношения основаны на их сердце. Но эту имитацию очень легко распознать, потому что истинная суть таких людей, прорывается в самых неожиданных для них обстоятельствах.  Здесь можно привести абстрактный пример, приложим ко многим обстоятельствам взаимоотношений между людьми. Женится сын. Жена его не из состоятельной семьи. И родители сына стараются как-то помочь его жене с её гардеробом. Разумеется, это делается в первую очередь для их сына. Действительно, стали бы они одевать какую-то постороннюю женщину? Но она жена их сына и эта жертва была сделана от всего сердца, потому что они любят своего сына. На день рождения жены сына, его родители стремятся сделать ей наиболее ценный подарок, не считаясь со своим бюджетом. В ответ, на день рождения одного из родителей получают от молодой семьи в подарок три куска мыла, а в следующий год – аж три флакона шампуня, что в десятки раз дешевле тех средств, которые были потрачены в своё время родителями. Конечно, дорог не подарок, – дорого отношение, но через подарок легко просматривается и само отношение. Но продолжим придуманную мной притчу о внешней реализации внутренних отношений. Привозит сын из дальней командировки всевозможные тканые изделия, выделяя из них два незначительных предмета для своих родителей, а всё остальное его жена стала распределять среди своих родственников. Правда, о родственниках мужа, которые в самом начале их знакомства старались одеть её, она как бы забыла – это пример о справедливости и благодарности. А может быть и мудрости. И можно приводить ещё множество примеров, ярко показывающих отличие отношений с людьми тех, которые живут умом и тех, опорой жизни которых является сердце.

После этих примеров можно перейти к вопросу формирования намерения человека, опорой в жизни которого является его сердце. Если намерение человека, живущего своим умом, формируется его врождёнными предрасположенностями и внешними обстоятельствами, то намерения человека, у которого открыто сердце, формируется Психическим Существом или его истинным «Я». В этом случае все предрасположенности и интересы человека, а отсюда и его намерения, формируются его истинным «Я». И в этом, как и в первом случае, человек ничего не выбирает, он и не может выбирать, так как его предрасположенности и интересы не им формируются.

Здесь может возникнуть вопрос: в чём же тогда отличие человека, намерение которого формируется его истинным «Я» от намерения обывателя? Очень многим. Во-первых, обыватель рассматривает мир через его иллюзорные ценности, считая их реальными. При этом, все его взаимодействия с миром направлены на внешние изменения его в угоду собственным удобствам и эго, что в конечном счёте ведёт к деградации человека. Это объясняется тем, что человек эволюционирует только в тех случаях, когда он имеет определенные внешние ограничения или же создаёт для себя свои собственные внутренние ограничения. Ограничения преследуют очень важную цель – они ограничивают рост человек в тех направлениях, которые связаны с его низшей природой, и при этом человек раскрывается влияниям высшей природы. В тех же случаях, когда человек потакает проявлениям низшей природы и, более того, ограничивает влияния на его жизнь его Божественной души, то это всегда ведёт к духовной деградации человека. Во-вторых, когда намерение человека формируется его истинным «Я», то человек совершенно осознано направляет своё внимание на все проявления в нём низшей природы, и для этой цели формирует в себе «Свидетеля».

Таким образом, когда человек становится на внутренний путь, на котором он находится под постоянным влиянием своего истинного «Я», то его искренность определяется не только его устремленностью к Божественной истине, но и неуклонным осознанным отвержением всего низкого из всех проявлений низшей природы и, опять таки, осознанным открытием себя влияниям более высокого сознания.

Другими словами, искренность человека проявляется в реализации полноты намерения, определяющего не только направленность человеческой жизни, но и оценку реальности мира. В этой оценке всё сущее имеет только одно значение – оно призвано открывать в человеке те стороны его личности, которые требуют своей трансформации. Для человека, идущего духовным путём, материальная значимость объектов этого проявленного мира имеет прикладное значение, так как человек должен сохранять свою жизнь ради выполнения своего предназначения на Земле.

Следовательно, человек, избравший для себя духовный путь, находится под влиянием двух основных движений – сформированного его истинным «Я» намерения и, под руководством «Свидетеля», который напрямую связан с истинным «Я»

Никакая духовная работа невозможна, если у человека не сформированы эти два главных инструмента. И в то же время, последнее слово в выборе отношений с внешним миром, и согласии или отвержении различных внутренних состояний и влечений, остаётся за человеком.