ЗАПРЕДЕЛЬНАЯ СТОРОНА КАРМЫ

Обычно под кармой понимают причинно-следственную зависимость, когда человек за содеянное получает соответствующее воздаяние. Но человеческую карму нельзя рассматривать отдельно от кармы космической. Божественная карма определяется сутью его бытия, в котором он поднимается от меньшего совершенства к большему. То состояние, в котором Вселенная находится в настоящее время, является следствием её прошлых состояний, и одновременно причиной для следующего шага восхождения Божественного сознания. И когда мы говорим о начале существования нашей Вселенной, сколько-то миллиардов лет тому назад, то это был очередной эволюционный шаг, который являлся следствием определенных причин, сформировавшихся в Его предшествующем бытии.

Здесь у искушенного человека может появиться сомнение в том, что причинно-следственная цепь событий обязательно ведет к восхождению сознания. И примеров, подтверждающих эти сомнения, он найдет в окружающей его реальности предостаточно. Например, человечество уничтожает леса, и все, что в них есть живого, загрязняют реки и моря, и губят в них все, что дышит и движется. Очевидно, что это нельзя назвать восхождением сознания. Или еще примеры: рыбы мечут миллионы икринок, но только немногие из них в последующем станут рыбами, остальные погибнут. Растения рассеивают бесчисленное множество семян, из которых взойдут только немногие. Возможно, это и есть один из принципов эволюции, когда из многих выживают только немногие, которые в дальнейшем должны дать более совершенные формы жизни. Тогда можно понять смысл существования многомиллиардного человечества, из которых только немногие поднимутся на следующую ступень эволюции сознания.

Карма – это не воздаяние за содеянное, тем более, что результаты деятельности человека могут проявиться в следующей жизни, в которой человек ни сном ни духом не будет знать, за что на него свалилась беда, или же привалило счастье. Если бы человек знал конкретную связь между причиной и следствием, то это могло бы в корне изменить его жизнь. Но, ему не дана возможность видеть эту связь, потому что карма адресована не ему, а тому, кто в нём из всех происходящих событий получает необходимый опыт – это в человеке его бессмертное истинное «Я». А что же сам человек? Всевозможные трагические и  всякие неприятные события необходимы для эволюции истинного «Я», а человек должен страдать и иметь множество различных неприятных проблем? То же самое мы могли бы сказать о различных формах жизни на Земле, которые должны страдать ради всеобщей эволюции сознания на Земле и во Вселенной.

Однажды мать, – соратница Шри Ауробиндо, сказала, что Бог не моралист. Это не значит, что он аморален, просто он не руководствуется человеческой моралью. И если мы вспомним слова Шри Ауробиндо, который сказал, что «Бог ничего не создавал, но сам стал «всем этим», то должны будем согласиться, что в каждом человеке и вообще в каждом объекте есть Бог. И если человек или другое живое существо страдает, то, следовательно, и Бог, который пребывает во всем, так же страдает. А, может быть все не так, и страдает только Бог, а человек лишь присваивает эти страдания – присваивает, потому что осознает их, как свои собственные. Для бесконечно могущественного Бога страдания каждого отдельного человека могут быть бесконечно малыми, в то время как для человека те же самые страдания будут безмерными. Страдания, которые испытывает человек, даны ему совсем не для того, чтобы он терпел их, считая, что это страдает не он, а Бог, и не для того, чтобы он искал их причину во внешнем мире, а для того, чтобы преодолел их, поднявшись на более высокий уровень сознания. Но, к сожалению, люди, насколько позволяют их возможности, пытаются избежать этих страданий, вместо того, чтобы используя их, подняться на более высокую ступень сознания.

Карма – это всегда жертва, которая может быть для духовного искателя, когда он жертвует привязанности своего эго к ценностям материального мира, ради Божественной истины, и это может быть жертва обывателя своим духовным предназначением, ради ценностей материального мира. Как первый, так и второй случаи жертвы, мало в чем зависят от человека, потому что человек еще не создан, а то, что мы называем человеком – только переходное существо. Человек только готовится к своему проявлению, но это уже будет следующее звено причинно следственных отношений.