Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ТРИ «СВИДЕТЕЛЯ»

--

В духовной практике мы должны различать три уровня «Свидетеля» («Свидетель» в Интегральной йоге называется Пурушей). Первый – это тот, который связан низшей природой и во всём подчиняется ей. Низшая природа человека вовлекает этого «Свидетеля» во все свои проявления, в связи с чем, человек не делает правильных оценок своим поступкам, когда совершает их. Но проходит сколько-то времени, низшая природа успокоилась и «Свидетель» получив какую-то степень свободы от её влияний, даёт оценку произошедшим событиям. Но при этом ничего не меняется. Низшая природа позволяет «Свидетелю» делать любые оценки её активности, с условием, что «Свидетель» не будет мешать ей в будущем, действовать так, как ей хочется. Зависящий от низшей природы «Свидетель» может проявлять себя на уровне физического ума, витала и ментала. Люди, имеющие такого пассивного «Свидетеля», могут знать все свои несовершенства, но такого рода знания ни на шаг не приближают их к совершенству.

Поэтому, те из людей, которые избрали для себя духовный путь, иногда называются Искателями, они обязательно должны освободить «Свидетеля» от влияния низшей природы. Без чего Искатель не может сдвинуться на пути внутреннего совершенства, ни на шаг. Единственным способом, при помощи которого «Свидетель» может быть освобождён от захваченности низшей природой, является стремление человека осознавать проявления в нём её движений, как можно раньше, сразу же после её реакций. Человек должен стремиться сокращать время между реакциями низшей природы и их осознание. При этом «Свидетель» постепенно передвигается в направлении «здесь и сейчас». Но даже тогда, когда человек осознаёт различные реакции низшей природы «здесь и сейчас», ещё не означает, что «Свидетель» уже сформирован. Для того, чтобы это произошло необходима бдительность, настойчивость и время. И только тогда, когда «Свидетель» действует автоматически, без осознанного участия в свидетельствовании человека можно сказать, что он уже сформирован.

Но и на этом дальнейшее совершенствование «Свидетеля» не заканчивается и, возможно, никогда не закончиться, так как высшим «Свидетелем» и создателем всего сущего является Брахман. Человек, на пути совершенствования «Свидетеля», стремится осознавать всё более тонкие влияния низшей природы, которые, возможно, относятся уже не к самым низшим её проявлениям, и на осознание которых человек опять таки должен использовать свою бдительность восприимчивость и волю. И на каком-то этапе совершенствования «Свидетеля» он поднимается на более высокий уровень сознания, которое начинает нисходить в человеческое существо. И в этом случае, человек вновь вполне осознанно, благодаря сформированному «Свидетелю», воспринимает нисхождение высоких потоков сознания, не позволяя инструментам низшей природы вмешиваться в процесс его осознанного восприятия. Здесь под инструментами низшей природы понимаются ум, витал и физический ум человека, позади которых маячит тень эго, стремящегося не упустить своей власти над человеком.