Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ О ВЕЧНОСТИ

--

Мы говорим, что Бог вечен, и в то же время Он, будучи вездесущим, «стал всем этим», т. е. и тем, что смертно, например, человеком, который является его подобием. Да и вообще, проявленный мир – преходящ, т. е. имеет своё начало и конец, что вступает в противоречие с бессмертием и вечностью. Но вечность и бессмертие – это не есть нечто абсолютно неподвижное и неизменное. В абсолютной неподвижности ничего не происходит и даже какой-то образ или мысль или желание зародиться не могут, потому сто всё это является проявленным процессом. Но почему же тогда о Боге говорят, что он неизменен? По-видимому, потому, что те, которые говорят о неизменности Бога, осознают только одну определённую его ипостась. Например, изучающие воды Тихого океана в районе Бенгальского залива, каждый раз находят в нём неизменный процент его солёности. Но при этом они не учитывают его течения и сезонные изменения температуры. Вечность – это не повторяющееся кольцо процессов, происходящих в ней, а восходящая спираль, ведущая к всё более высоким вибрациям сознания. И для того, чтобы спираль восхождения сознания была вечной, необходим опыт всех форм жизни во вселенной. Причём, опыт может быть неосознанным, порождаемый отношениями к всевозможным внешним влияниям любых форм жизни, и опыт осознанный. Основным отличием неосознанного опыта от осознанного состоит в том, что первый оставляет живой организм неизменным, добавляя ему только определенные знания об окружающей реальности, способствующими его адаптации к ней; в то время как осознанный, или духовный опыт, поднимает сознание на более высокую ступень, ведущую, в конечном счете, к полной трансформации сознания. Конечно же, речь здесь идёт о человеке, идущем духовным путём.

Бог, пребывающий в Вечности – не имеет пределов, поэтому его называют вездесущим. Другими словами, каким бы малым или каким бы великим объект ни был – в нём присутствует Бог. Он и в кварке и в галактике. В конечном счете, он присутствует во всех частях реальности мироздания, не зависимо от того, насколько эти части малы или велики. Но это возможно только в том случае, если всё сущее во вселенной состоит из сознательной субстанции, которая и является телом Бога, его сознанием, его волей, его могуществом. И все процессы в ней, в этой субстанции, – это проявление сознательной Божественной воли в динамике.

– Но тогда как же «добро и зло» и «Бог – есть любовь»? Если Бог вездесущ, то он должен быть и в Дьяволе, который обычно ассоциируется со злом, и не может же любовь проявляться через дьявола?

– Так как Бог стал всем сущим во Вселенной, то конечно же Он есть и в Дьяволе. Возможно, это кажется кощунством, но только с религиозных позиций, поэтому рассмотрим этот вопрос более подробно.

Всё прояснится, если мы рассмотрим значение Бога и Дьявола с позиции эволюции сознания. Всё во Вселенной имеет свой смысл и своё предназначение. Человек на Земле так же имеет своё предназначение, для реализации которого ему дана возможность самоосознания. Ни одному другому существу на Земле такая возможность не дана, что свидетельствует об особом предназначении человека. Уже сама по себе способность к самоосознанию предполагает, что основная работа человека, на пути реализации его смысл жизни, должна происходить внутри него. Если мы говорим о том, что эволюция сознания – это переход его на уровень, имеющий более высокую частоту вибраций, то это для человека становится возможным только тогда, если он освободиться от всех качеств, имеющих низкие вибрации. Или, если говорить религиозным языком, освободится от зла, которое есть в нём.

Человек универсальное существо и в нём одновременно уживаются как высокие, так и низкие качества, причём, об этом знает далеко не каждый человек, по крайней мере, об этом не задумывается. Это связано с тем, что идея зла довольно неопределённа и то, что один человек считает злом, другой почитает за добро.

Сознание обывателя привязано к этому материальному миру ценностей, поэтому полностью зависит от всевозможных внешних влияний, и для того, чтобы человек мог подняться на более высокий уровень сознания, он должен стать независимым от этих влияний. И способность к самоосознанию, которой наделил Бог человека, в таких случаях становится крайне важной. Человек должен осознавать ответные внутренние реакции своего существа на все эти влияния. Осознавать в период их возникновения, чтобы подняться над ними. Но эти реакции должны быть достаточно интенсивными, чтобы быть осознанными. К сожалению, внутренние реакции нередко бывают настолько естественными для человека и настолько привычными, что даже тогда, когда они возникают, они часто остаются неосознанными. Другое дело, если эти реакции станут более интенсивными, чтобы привычно не проходить мимо осознания. Проявить и усилить их может только Дьявол, что он и делает постоянно. Целью Дьявола и его многочисленных помощников является не борьба с Богом, но состояние удовлетворения властью над человеком и энергия, которую выбрасывает человек при различных эмоциональных и эгоистических реакциях. Эта энергия является пищей для многочисленных сатанинских помощников. Одной из основных особенностей дьявола является то, что он может воздействовать в человеке только на те его части, которые созвучны ему. Исходя из этого, можно подумать, что Дьявол проявляет в человеке всё самое низкое и разрушительное, на то он и Дьявол. Но вспомним слова Сатаны (он же Дьявол), когда он искушал Христа: «…мне дана власть над этим миром..). Очевидно, что Дьявол – это страж нашего материального мира, над которым он владычествует, и к которому он привязывает людей всеми доступными для него способами. Можно сказать, что он искушает человека, используя для этого все соблазны мира, и делает это очень успешно. Духовный путь – это освобождение человека от власти сатаны, т.е. выход за пределы его влияний. Для этого не следует уходить из этого мира, но только освободиться от его влияний, стать недоступным для них. Резидентом Сатаны в человеке является человеческое эго, которое определяет человеческие взаимоотношения и отношение человека к природе. Позади всевозможных реакций человека на влияния внешнего мира стоит эго. Все значимости этого мира так же определены эго, цели человеческие и отношения к реальности мира так же определяются эго. И, кроме того, вокруг человека всегда присутствуют всевозможные силы, которые постоянно провоцируют его на определенные реакции, сопровождающиеся выбросом энергии, которая тут же утилизируется ими.

Обратите внимание – человек живёт в очень агрессивной атмосфере. На энергетическом плане его постоянно атакуют всевозможные сущности, с целью получить от него необходимую для них энергию. На социальном плане человек живёт в постоянных малых и больших противоречиях отношений с другими людьми. На биологическом плане человека постоянно атакуют всевозможные микроорганизмы, начиная от вирусов, грибков и микробов до всевозможных паразитов, населяющих его пищеварительную систему и другие системы его организма. Похоже, он не всегда успевает отбиться от этой агрессивной лавины, пытающейся что-то от него урвать, вплоть до его жизни. И, кроме того, все эти силы стремятся, и не безуспешно, подчинить человека своей власти. Конечной целью духовного пути является освобождение человека от всех зависимостей, в ловушках которых он сегодня пытается выжить. Правда, он не всегда это знает и не всегда видит эти ловушки, и не всегда понимает их значение, пока у него достаточно энергии. Но человек – эволюционирующее существо и те условия, в которых он находится, оптимальны для эволюции его сознания. Оптимальны, если он осознанно избирает для себя духовный путь.

Избрав для себя духовный путь, первой ступенью которого является освобождение от зависимостей этого мира, человек фиксирует своё внимание на всевозможных состояниях, вызываемых инфернальными силами, этим самым, не позволяет им управлять собой. и эта работа становится для него возможной только потому, что эти силы усиливают в нём те его качества, которые являются препятствиями для восхождения его сознания. Конечно, эти силы не имеют намерений помогать духовному искателю работе по осознанию в себе всего, что имеет низкие вибрации. И они совершенно не заинтересованы в его освобождении от их влияния, потому что в этом случае они не только теряют над ним власть, но и пищу. Но они свою работу не могут делать как-то иначе и, стремясь реализовать свои цели, не желая этого, помогают человеку осознать в себе те несовершенства, от которых он должен избавиться на духовном пути.

Добро и зло в этом мире значимостей относительны, и если позади них стоит эго, то они обязательно будут привязывать человека к реальности, над которой властвует князь мира сего. Ведь у Сатаны так же есть своё добро и зло, при помощи которых он удерживает человечество в своей власти. И когда духовный искатель исследует самого себя, осознавая любые состояния, порождаемые любыми влияниями внешнего мира, то он должен помнить, что все значимости, все «хорошо» и «плохо» принадлежат этому миру. Наш земной мир так же полярен, как и всё во Вселенной. Например, добро и зло в нашем Земном мире, тёмные и светлые миры низшей сферы миров, высшая и низшая сфера планов сознания. В конечном счёте, человек должен выйти за пределы всей низшей сферы миров даже подняться за пределы плана богов. Поэтому, исследуя себя человек осознаёт свои внутренние состояния не зависимо от значимости внешних влияний, которые воздействовали на него. Он должен подняться над всем, что присуще Земле. Земля – это только школа для духовного искателя, и работа в ней даёт ему возможность подняться на более высокую ступень сознания над земными добром и злом.

Таким образом, Сатана проявляет в человеке только те состояния, и только те его реакции, которые привязывают его к миру значимостей и не позволяют ему подняться на более высокие планы сознания. Он не может воздействовать на ту часть человеческого существа, которая имеет высокие вибрации, недоступные инфернальным силам. И это понять можно, так как мы уже знаем, что взаимодействие человека, с какой угодно реальностью, происходит по созвучию с ней. И тогда нам понятны причины всевозможных соблазнов и «падений», которые происходят только потому, что в нас есть то, что созвучно вибрациям низших сил. И нам не следует обвинять соблазнителя, а напротив, даже благодарить его, за то, что он показал нам те наши недостатки, над которыми нам следует ещё работать.

И в то же время более высокие светлые силы проявляют себя через наше истинное «Я», которое и является в нас воплощением этих сил. Именно наше истинное «Я» исподволь трансформировало наше сознание создавая в нём более высокие вибрации, чем вибрации внешнего мира. А так как взаимодействие с миром происходит по созвучию, то трансформированные части нашего сознания, которые перестали быть созвучными внешнему миру значимостей, вызвали у нас состояние неудовлетворённости обывательским образом жизни. Эта часть стала требовать для себя «пищи», которая во внешнем мире считается не традиционной иногда даже запрещённой. Но все части нашего существа требуют для себя той «пищи», которая созвучна им по своим вибрациям. И тогда человек начинает искать то, что хоть в какой-то степени может быть созвучно его стремлениям, и обязательно находит. Вспомните слова из восточной мудрости: «Когда ученик готов, учитель приходит». В дальнейшем истинное «Я» человека будет постоянно тем или иным способом подсказывать духовному искателю направление его следующих шагов.

Однажды слушатели Шри Ауробиндо, в период беседы с ним, сделали вывод, что то, что люди считают Богом и Дьяволом в действительности являются двумя руками единого Бога, одна из которых гладит, а другая шлёпает. К этому можно было бы добавить – одна рука тянет человека вверх, а другая, за его несовершенства, тянет вниз. И если человек не держится за свои несовершенства, которые привязывают его к этому миру, то он освобождается от них и поднимается на более высокую ступень сознания. Ну а если соблазны оказываются сильнее, чем жажда познания истины и жизни в этой истине, то этот человек остаётся в ловушках, расставленных князем мира сего.

Ну а теперь нам следует остановиться на Божественной любви. Это чрезвычайно важная идея, без понимания которой, очень многое происходящее во внешнем мире будет непонятным для ищущего. Вот, например, «кого люблю, того наказываю», «любите врагов ваших», и множество примеров из Ветхого завета, в которых Бог выглядит не любящим, а устрашающим. Бог – есть любовь – это бесспорная абсолютная истина. То, что люди называют любовью, в действительности – это только бледная извращённая тень реальной безобъектной любви Бога. Основная цель проявления Божественной любви является совершенство и познание единства всего сущего во Вселенной. Любовь, которая не делает другого человека или вообще другое существо более совершенным, это ложная любовь. Вообще-то на каждом плане реальности есть свои проявления любви, но ещё раз повторяю – высокая Божественная любовь делает любимого более совершенным, чем он был прежде. И это имеет отношение так же и к любви к самому себе. Поэтому, наши чувства, которые мы называем любовью, они скорее стремятся не сделать другого человека более совершенным, а присвоить его. Истинная любовь – это всегда жертва, потому что любящий человек не требует от того, которого он любит, особого отношения к себе, но делает всё, чтобы другой человек стал более совершенным. И в этой любви человек жертвует и своим временем, и своей жизнью, и теми общепринятыми традициями, которые не соответствуют божественным принципам любви. При этом человек должен подчинить себя этим принципам и не позволять низшей природе диктовать ему свои принципы. Но это совсем не означает, что любовь человека должна быть суровой и в ней не должно быть нежности. В любви не должно быть ничего расслабляющего и разрушающего человека. Действительно, разве не разрушительной будет любовь, потакающая слабостям и капризам другого человека. Я имею в виду не физическую слабость больного человека. И разве не разрушительной будет любовь, пытающаяся купить ответное чувство за материальные ценности. А разве психологические «поглаживания» не бывают иногда разрушительными, когда порождают синдром «кукушки и петуха» из соответствующей басни Крылова. И получается, что я о нём думаю хорошо, только за то, что он похвалил меня или сделал для меня что-либо хорошее. Практически, на обывательском уровне всё, что делается приятное человеку можно рассматривать как проявление любви. Правда, степень её выраженности может варьировать в очень больших пределах…