О ПОЗИЦИЯХ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В каждое мгновение времени текучий и изменчивый мир предстаёт перед людьми какой-то одной из своих граней. Причём, мир в этом мгновении одинаков для всех, хотя каждый человек видит в нём кроме того, что видят все остальные люди, что-то своё, соответствующее своей индивидуальной позиции. Нет двух людей, личностные особенности которых были бы как две капли воды похожими друг на друга, что обусловлено многими причинами. И в связи с этим люди, кроме общих особенностей этого мира, всегда видят что-то своё, индивидуальное, созвучное им самим. И это верно даже в личностных отношениях людей друг с другом. Кроме личностных психологических особенностей людей, влияющих на восприятие реальности мира, огромное значение имеют идеи, которыми могут быть захвачены люди. Эти идеи могут быть сформированы у детей родителями, и у взрослых средствами массовой информации. Идеи можно сравнить с цветными очками, в зависимости от цвета которых человек может видеть город, украшенный «изумрудами» или же он будет мрачным и агрессивным. Может существовать ещё множество других вариантов. Мне вспоминается случай из моей врачебной практики, в котором муж ревновал жену к каждому мужчине, которого можно было увидеть, например, на другой стороне улицы. Или же если они ехали в общественном транспорте и кто-то из пешеходов глянул в сторону трамвая или автобуса, в котором они находились, то у мужа этой женщины тут же возникало подозрение, что взгляд этого уличного прохожего был условным знаком о возможном свидании. Но это только один из бесчисленного множества примеров, которые были причинами постоянного терзания бедной женщины её больным мужем (он страдал бредом ревности). Но бред ревности – это ведь тоже идея, правда, она не контролируется человеческим сознанием. Или возьмём ещё один пример из Российской действительности. В интернете читаю статью на каком-то из форумов о том, что Путин довёл Россию до самого низкого жалкого состояния, в котором она никогда прежде не находилась. И доказательствам этого он приводит перечень многих баз на Кубе, во Вьетнаме и ещё во многих других странах, от которых Россия отказалась после криминальной Ельцинской революции. В голове этого человека царствует идея, что в России всё плохо. При этом, он не пытается понять, почему всё это произошло. Могла ли Россия после грабительской приватизации, когда государственная казна оказалась совершенно пустой, содержать какие-то заграничные базы? Практически, ей и дышать то позволяли только в такой мере, чтобы совсем не задохнуться. Мы однажды говорили, что мировоззрение различных людей не бывает одинаково широким, и стоя на своём пятачке мировоззрения, человек никогда не поймёт, что в реальности происходит за пределами горизонта его мировоззрения. Чем уже мировоззрение человека, тем труднее изменить его позицию и его мнение, и тем меньше он способен понимать то, что в действительности происходит во внешнем мире.

В современном мире, в котором идея индивидуализма, личной свободы воспевается, как высшее достижение современной общечеловеческой культуры, люди потеряли ориентацию – они не знают, что правильно, а что разрушительно. С одной стороны они слышать, что идеи личной свободы – это неотъемлемое право каждого человека в современном демократическом обществе, а с другой стороны – понимают разрушительность этой идеи, особенно в деле воспитания своих детей. Действительно, детям тоже даны, правда, совсем не детские, права, которые, в конечном счете, могут привести только к уродливому воспитанию их личности. Например, в детях должны воспитываться отношения к родителям чисто потребительские. Взрослые должны удовлетворять желания детей даже в тех случаях, когда они приведут к нежелательной деформации их личности. И за этим будет строго следить ювенальная юстиция. При этом дети могут писать доносы на своих родителей, или же звонить по специальному телефону доверия, если родители в чём-то не потакают их желаниям и капризам. И взрослые оказываются в бесправном положении во взаимоотношениях со своими детьми. И это приводит к разрыву личной истории родителей и детей. Родители становятся предками, с которыми у детей нет никакого родственного единства. Ко всему этому следует добавить и индивидуализм родителей, который усердно насаждается современными средствами массовой информации. В связи с чем, происходит своеобразное отторжение детей родителями, а родителей детьми. И это происходит чаще всего на неосознанном уровне.

Мы уже как-то говорили, что дети – это не копии родителей и кроме общих с ними черт, имеют и свои индивидуальные особенности, которые в раннем детстве проявляются как незрелые реакции, воспринимаемые родителями как упрямство, капризы или ещё какие-то, по мнению родителей, необоснованные реакции. И родители, вместо того, чтобы понять причину этих реакций и адекватно воздействовать на своего малыша, запрещают их. Родителям невдомёк, что будущая воля человека в раннем детстве проявляется как упрямство, а капризы и необоснованные требование, часто связаны с их индивидуальными особенностями их личности, которые ещё только начинают формироваться. Воспитание – это не запрещение тех реакций ребёнка, которые по каким-то причинам не нравятся взрослым, а направление этих реакций в нужное русло, в котором они могут стать положительными чертами личности этого человека в будущем. Бездумное запрещение – это не только ограничение развития индивидуальности человека, но и формирование в нём психологии послушного раба. Но и потакание во всём своему малышу очень часто приносит ему не меньший вред, так как воспитывает в нём потребителя, не терпящего каких-либо ограничений не только в материальной сфере, но и в сфере личностных отношений.

Человек –  социальное существо и для гармоничного его развития необходимо единство его личностной истории с историей его родителей, и бездумная запретительная методика его воспитания, не только деформирует его личностные особенности, но и препятствует непрерывности единства детей и родителей. И так же как героическая история своего народа воспитывает в человеке высокое чувство гордости за свой народ и стремление быть таким, какими были его великие предки, так же и лучшие качества родителей в их личной истории должны быть достоянием их потомства. Это необходимо для того, чтобы история растущего человека не начиналась с нуля, а являлась ветвью истории его родителей, что в дальнейшем сделает его более уверенным в себе, потому что он будет иметь опору в том лучшем, что имели его родители.

Когда мы говорим об опоре, то должны помнить, что у каждого человека не одна опора, а несколько, значимость которых для него не одинакова. Именно опоры являются фундаментом человека, на котором в дальнейшем будет сформирована его личность. Назовём некоторые из этих опор. История народа и история его родителей. При этом, в историях должно выделяться всё положительное, а что-либо отрицательное должно оставаться в тени. Второе – способ бытия – на множестве примеров, из своей жизни и откуда угодно ещё, показать, что жизнь человека обеспечивается его личным трудом и все блага он должен получать как вознаграждения за свой труд. Третье – смысл жизни, который имеет две ветви. Одна из них находится в этом материальном мире, другая – в более высоком, духовном измерении. Материальная ветвь смысла жизни содержит в себе свою собственную семью и взаимоотношение с реальностью этого мира. Духовная ветвь – содержит в себе смысл физической жизни на Земле, которая выходит за пределы физического существования и сливается с общим потоком смысла бытия вселенной. Могут быть ещё и другие опоры, на основании которых формируется человеческая личность. Среди этих других, могут быть опоры ложные, и тогда личность человека будет негармоничной и в значительной мере деформированной.

Ещё одной важной особенностью опоры человека является то, что она одновременно служит двум целям. Малыш имеет опору в своих родителях, но и родители имеют в нём свою опору, потому что часть их жизни содержит смысл в своём малыше. Человек социальный имеет опору в том производстве, труд в котором даёт ему средства для существования, в то же время само производство так же имеет опору в своём сотруднике. Человек имеет опору в своём народе, но и народ имеет опору в этом человеке, так как он является частью этого народа. Внутренняя духовная практика – может быть опорой для человека, но и человек является опорой Божественного, так как Бог совершает свою эволюцию сознания через человека. Односторонние отношения, не имеющие обратной связи, не только не обогащают людей, но делают их дисгармоничными. Отношения – это всегда созвучия, это всегда дуэт, в котором не должно быть какофонии. В этом дуэте, если мы говорим о духовной работе, человек должен осознанно подстраиваться к тому звучанию, в среде которого он находится. Целью такого подстраивания является или стремление быть созвучным тому, к чему человек подстраивается, или же для того, чтобы изменить звучание тех обстоятельств, в которых человек находится. Но это становится возможным только тогда, когда человек вначале становится созвучным тому, что он собирается менять, и только потом, постепенно, меняет звучание человека или обстоятельств, в которых он находится.