Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О РАСШИРЕНИИ ГОРИЗОНТОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

--

Почему у одних людей мировоззрение обширное и даже при желании трудно определить его границы, которые кажутся уходящими в бесконечность. У других же оно чрезвычайно узкое и, поэтому, примитивное, вращающееся вокруг их собственной персоны. такие люди могут быть и на самом низшем уровне человеческой пирамиды и на верхних её этажах. Находясь наверху – это всегда тупые деспоты и тираны, «глупые Гансы» и «умные Эльзы». Их неадекватность связана с тем, что они не имеют знаний, идущих из сердца, которое только одно может быть созвучным с реальностью мира на любом уровне. Такие люди вынуждены опираться на своё эго, для которого ум, и витал только инструменты в этом мире. Ум не является инструментом знаний, а только манипулирует информацией. «Мудро только сердце» сказал словами мудрого лиса Сент-Экзюпери. Ум может быть специализирован в каком-то одном узком направлении, и в своей специализации достичь высокого уровня. Примером может быть шахматное мастерство – от новичка до гроссмейстера. Но в человеческих отношениях ум создаёт неестественную атмосферу, которая осознаётся как нечеловеческая. Примером может служить современный капитализм, созданный умом, для которого люди – только средства, при помощи которых можно достичь определенной выгоды. И поэтому, избыток людей  для капитализма невыгоден, и он будет делать всё, чтобы избавиться от лишних ртов. При этом, человеческие страдания не принимаются во внимание, главное – это выгода. Обратите внимание – люди, опирающиеся в своей жизни на ум, чаще всего бессердечны. Для них чужды чувства истинной бескорыстной дружбы, и непонятно сострадание. Альтруизм они проявляют тогда, когда это может принести им выгоду. Их богом являются деньги, и, служа ему, они могут быть не только бесчеловечны, но даже идти на преступления. Но при этом, разумеется, стараются не встречаться лоб в лоб с законом. Ну а если и закон служит этому же самому богу, то тогда вообще нет никаких проблем. Все эти особенности характерны для людей, живущих своим умом и у которых закрыто сердце. У таких людей горизонты мировоззрения соответствуют возможностям ума.

Говоря о расширении горизонтов мировоззрения, мы имеем в виду раскрытие сердца, без чего человек никогда не станет в полной мере Человеком. Можно предполагать, что эволюция сознания человека и эволюция ещё чего угодно, не зависят от человека, потому что в бесконечной реке эволюции человек – только мельчайшая его частица. Но наша Вселенная устроена совсем не так, как это предполагают многие люди. Современные астрофизики обнаружили интересную картину, в которой все планеты солнечной системы сориентированы на Землю. Да и сама солнечная система расположена на периферии галактики – Млечный путь. Если бы она была расположена ближе к центру галактики, то на ней невозможна была бы белковая форма жизни в связи с жёстки излучением, идущим из центра галактики. Множество физических параметров сосредоточенных на нашей планете, существуют точно в тех пределах, которые необходимы для белковой жизни и жизни человека. И, наконец, само Солнце служит Земле, управляя не только существованием всех форм жизни на Земле, но и всем человечеством. Об этом можно прочитать в книге А. Л. Чижевского – «Земля в объятиях Солнца». И это знали древние майя, когда говорили о том, что рождаемость людей на Земле зависит от влияния Солнца. Нельзя отделять живую и неживую природу друг от друга, и человек, назвавший себя царём природы, реально станет этим царём, когда познает единство всего сущего не только на Земле, но и во Вселенной. И тогда он не будет одинокой частицей, заброшенный в бесконечном потоке эволюции Вселенной, но могущественным её сыном, имеющем величайшее вселенское предназначение.

Шри Ауробиндо говорил, что внутренние усилия, совершаемые человеком на духовном пути, ускоряют процесс его эволюции, благодаря чему, он может за одну жизнь пройти тот путь, на который бы потребовалось тысяча жизней естественной эволюции сознания человека. Следовательно, не только взаимодействие человека с определенными внешними обстоятельствами, способствуют эволюции человека, но и направленные осознанные усилия, которые он при этом прилагает. Но взаимодействия с внешними обстоятельствами всегда происходят внутри человека, там встречаются всевозможные внешние влияния и отношения к ним человека. И, конечно же, эти влияния не безразличны для человека и в значительной мере или ускоряют эволюцию его сознания, или же задерживают её.

Мы однажды говорили, что психическое существо постепенно трансформирует сознание человека, в связи с чем, постепенно меняются его приоритеты в этом мире. Но при этом нужно иметь в виду восприимчивость сознания к влияниям Психического существа, которая во многом зависит от того, каким его сформировали внешние условия. И вполне понятно, что сознание человека не может быть безразличным к внешним влияниям. И это в нас рождает надежду, что осознанное отношение к внешним влияниям в значительной мере нейтрализует их и позволяет влияниям Психического существа преобладать над ними. И из всего сказанного можно сделать ещё один очень важный вывод: можно намеренно влиять на сознание тех, кого мы воспитываем и тех, которые считают себя ищущими истину.

Остановимся на формировании восприимчивости сознания, а отсюда и на формировании мировоззрения человека, когда он находится ещё в раннем возрасте. Разумеется, наследственность здесь занимает не последнее место, и родившийся человек уже имеет индивидуальность. Это личность, которая обусловлена не только генетикой родителей, но и зрелостью его истинного «Я» и тем воспитанием, которое он получил в период внутриутробного развития.

На вопрос: когда начинается воспитание человека можно ответить, что оно начинается с воспитания родителей. Есть такая русская пословица – яблоко недалеко от яблони падает. Это совсем не означает, что дети обязательно будут похожи на своих родителей, скорее это говорит о том, что родители заложили в генетику своего ребёнка часть самих себя. В дальнейшем, когда человек уже родился, они будут воспитывать его таким, каковы они сами, потому что по-другому они это делать не могут. Но малыша будет воспитывать и та среда, над которой родители не властны. Воспитывать – это значит, формировать его мировоззрение и определять его направленность. Воспитывать – это не обучать, как он должен вести себя в тех или иных обстоятельствах, а формировать структуру мировоззрения, что позволит ему в будущем не действовать как «глупый Ганс», а импровизировать и быть адекватным тем обстоятельствам, в которых он будет находиться. И если горизонты мировоззрения родителей достаточно широки и возможности не исчерпаны, то они найдут способы заложить основы безграничного мировоззрения, подрастающему малышу. Первое, что они будут воспитывать в нём – это единство всего сущего в мире. И начинать с единства в семье. Я не буду останавливаться на воспитание единства в семье, так как мы уже прежде говорили об этом. Единство и взаимосвязь всего со всем в мире можно разбирать на примерах природы, прежде посмотрев соответствующие документальные фильмы. При этом нужно выбирать те кадры, в которых жертва побеждает хищника. Например, львица нападает на буйволёнка, и уже повалила его, но его мать, точно проснувшись, вдруг нападает на хищника и поддев его рогами далеко отбрасывает в сторону и львица, в результате, не солоно хлебавши, убегает. Этот эпизод показывает, что когда животные защищают друг друга, когда им не безразлична судьба другого, то в результате они могут выжить. Или ещё эпизод, в котором на табун диких лошадей нападает стая волков. Табун тут же становится вкруг, головами вовнутрь, внутри этого круга находятся жеребята. И когда волки пытаются напасть, то получают по зубам задними копытами. И атака целой стаи волков оказалась безрезультатной. Объяснить, что если бы лошади были каждая сама за себя, то их и их детей волки бы задрали. Показывать малышу не только те картины, когда животные действуют сообща и в таком единстве более эффективны, чем, если бы они были в одиночестве. Показать жизнь муравьёв, которые сообща строят для себя целые города и сообща запасают продукты, защищают свой муравейник и т. п. таким образом – вместе всегда безопаснее, вместе – всегда сильнее. Очень хорошим сюжетом может быть эпизод из жизни пингвинов, в условиях, когда каждый пингвин в отдельности выжить не может, потому что очень сильные морозы. Тогда они собираются в тесную толпу, прижимаются друг к другу и медленно кружатся. При этом те, которые были снаружи, постепенно попадают вовнутрь и там согреваются, а те, кто были внутри этой толпы постепенно выходят наружу. И так они могут не только пережить полярную стужу, но и полярную ночь.

Можно прочитать у Льва Толстого рассказ о храброй маме воробьихе, которая защищала от собаки своего выпавшего из гнезда птенца. Совсем маленькая птичка перед большой собакой. Ей, конечно же, страшно, но она всё равно, не улетела, не стала спасать свою жизнь, потому что для неё жизнь птенца дороже, чем собственная. Или ещё пример, в котором котёнок был окружён сворой уличных собак. Он выгнулся дугой, а его вопль был настолько яростным, что ни одна из собак не решилась подойти к нему. Потом они сделали вид, что им он совсем не интересен, и что у них есть дела более важные и побежали дальше. Здесь отвага и готовность пожертвовать собственной жизнью, но не отступить. Можно при этом спросить малыша, прикоснувшись к его груди, что он там чувствует?

Можно прочесть «горящее сердце Данко» и спросить его: Кем бы он хотел бы быть: Данко или же кем-то из людей, которые шли за ним? Неплохо смотреть героические фильмы из прошлого России, мультфильмы о былинных богатырях и обязательно обсуждать их и не только для того, чтобы узнать насколько правильно ваш ребёнок понял этот фильм, сколько показать, что в былые времена защита России была частью жизни каждого человека, а для некоторых людей она стоила всей их жизни. В истории каждого народа были и герои и никчемные люди. И если мы хотим воспитать в человеке героические, высокие возможности, то для этого из истории брать героические примеры, ну а если у воспитателей противоположные цели, то, конечно же, они не только укоротят историю народа, но и всячески её исказят, сделают её такой, что человек будет стыдиться прошлого своего народа. Принадлежность к великому народу, даже если он сегодня повержен, всегда вызывает чувство гордости, патриотизма и желание служить ему. Для человека в любом возрасте является важной оценка его, в первую очередь оценка его как личности. Все дети хотят быть хорошими, а когда они делают что-либо плохое, то это потому что они забывают, что они хорошие или же его собственная оценка своего поступка не совпадает с оценкой взрослых. Детей не бывает плохих, они просто не похожи друг на друга, и мы, взрослые, часто не понимаем, почему наши дети и наши внуки делают что-то, что по наш ему мнению неправильно. Мы почти всегда не осознаём, что многие поступки совершаются детьми для того, чтобы мы обратили внимание на какие-то их нужды. Возможно, им психологически некомфортно и они не знают как изменить обстоятельства или что-то изменить в самом себе.