Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЕЩЁ О МОЛИТВЕННОМ СОСТОЯНИИ

--

«Отче наш, сущий на небесах…». На тему, где обитает Бог, можно говорить сколько угодно, потому что каждый человек, исследующий движение религиозного духа в историческом аспекте, имеет об этом своё мнение, несколько отличающееся от мнения других людей. Так, древняя Русь до принятия крещения считалась Русью языческой, в которой люди поклонялись многим богам. После крещения князем Владимиром, Русь стала православной, правда, при этом она впитала в себя многие особенности верований Руси языческой, и место богов заняли святые.

В действительности, древняя Русь не была языческой, так как всевозможные силы, которым поклонялись Русичи, были проявлением различных граней единого Бога. В те времена единый Бог проявлял себя во всех сторонах жизни русского народа, начиная от устройства семьи и завершая верховной властью русского государства. Молитва: «Отче наш…» определило место Бога на Небесах, а человек остался на Земле, и это воспринималось теперь уже православными русскими людьми, как своего рода оставленость – «До Бога высоко, до царя – далеко». Но вспомним слова Христа, когда он сказал, что царство Божие внутри вас (Ев. от Луки гл. 17 ст. 21). Тогда небо, где обитает Бог, так же внутри нас. Следовательно, молитва – «Отче наш…» не отделяет человека от Бога, но каждый человек несёт его в себе. Но почему же тогда христианские пастыри не свидетельствуют об этом перед прихожанами, посещающими храмы? Не умышленно ли происходит подобного рода умалчивание? Или, возможно, они не утруждают себя понять то, что они читают не только в Новом завете, но и в трудах подвижниках, идущих путём сердца.

Ну а теперь ещё раз о молитве – «Отче наш…». Она может быть на уровне ума и на уровне сердца. Не следует думать, что непрерывное повторение молитвы приведёт к тому, что она зазвучит в сердце. Зазвучит, но только не в истинном сердце, а в витальном центре, который располагается впереди физического сердца. И она может звучать даже во всём теле, т. е. её может подхватить и физический ум и повторять уже без участия осознанного намерения человека. Обратите внимание на осознанность намерения, которое всегда имеет цель. В одних случаях этой целью может быть что-то конечное, в других – направление. В случае с повторением молитвы, целью является стремление к единству с Божественным. Для того, чтобы молитва зазвучала в истинном сердце, необходимо очистить пространство между умом и сердцем. Под очищением пространства понимается не только осознание в себе всей нечистоты помыслов, эмоциональных состояний, поступков и желаний, но и осознание этой нечистоты в прошлом. И всё это, отвергается в настоящем времени и переоценивается с сегодняшних позиций то, что было в прошлом. Это приводит к тому, что влияния истинного «Я» человека на сознание и ум, начинают преобладать над внешними влияниями, и ум постепенно успокаивается, а сознание получает определённую направленность, что в свою очередь, дисциплинирует внимание, и делает его устойчивым. При этом, человек начинает осознавать, что всевозможные внешние события, прежде вызывавшие нарушение внутреннего равновесия и состояние неопределённости, перестают в такой степени влиять на него. И что для человека очень важно – он осознаёт внутри себя опору своей жизни, которая приобретает определённый смысл и цель.