Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Пр. Арабинда Басу (Ivvocation 26)

Цель Интегральной Йоги

2012-11-11

                                                            Перевод Тамара Волосатова

 

В своём письме Шри Ауробиндо пишет:
«Цель йоги состоит в том, чтобы войти и быть во власти Божественного Присутствия и Сознания, любить Божественного только ради Божественного, вернуть нашу природу в природу Божественного, чтобы наша воля, работа и жизнь стали инструментом Божественного. Цель йоги не в том, чтобы быть великим йогом или сверхчеловеком (хотя это может произойти) и не в том, чтобы овладеть Божественным ради эгоистической силы, гордости или удовольствия. Эту йогу практикуют не ради мокши, хотя освобождение может прийти благодаря йоге, как и многое другое, но это не должно быть нашей целью. Только Божественный наша цель». (SABCL 22-23-24, 5031)

Здесь говорится, что цель йоги не в том, чтобы стать сверхчеловеком. Возникает справедливый вопрос, почему Шри Ауробиндо придаёт такое большое значение восхождению на супраментальный уровень. Сначала проясним, что для реализации Божественного необязательно достигать суперразума.

«Духовную реализацию можно обрести на любом плане через связь с Божественным (который повсюду) или через восприятие внутренней Самости, чистой и не подверженной внешним влияниям. Суперразум – это нечто трансцендентальное – динамическое истина-Сознание, которое всё же не является чем-то, что спускается свыше». (Там же стр.19)

Шри Ауробиндо неоднократно говорил о том, что суперразум полностью свободен от невежества. Вот поэтому необходимо, чтобы садхак реализовал Самость более высокую, свободную от Невежества. Это можно сделать, как видно из цитаты, на любом плане сознания. Поскольку только суперразум полностью свободен от Невежества, совершенное и полное знание Самости можно обрести только на супраментальном плане сознания. Поэтому-то суть интегральной йоги – подняться к супраментальному плану сознания. Только там существует Всезнание. Можно спросить, если это так, то какое знание Самости, хотя бы и не полное, можно получить Высшим Умом? Надо отметить очень важный момент и в философии и в йоге Шри Ауробиндо. Невежество развивается от уровня к уровню до полного Знания.

Выше говорилось, что одна из целей интегральной йоги любить Божественного ради Божественного, но это не всё, необходимо сделать нашу природу Божественной, чтобы наши труды, воля и жизнь стали инструментом Божественного. Силу йоги следует применять для радикального изменения своей природы. В этом суть трансформации. И её может осуществить трансформирующая сила суперразума, что равносильно полному и интегральному знанию Божественного.

После физической трансформации все клетки станут полностью сознательными и, таким образом, духовными. Вспомним слова Шри Ауробиндо:

Даже тело вспомнит Бога. («Савитри» стр.707)

Супраментальное сознание и знание-воля произведут трансформацию физических клеток, клетки обретут само-знание и это приведёт к победе над смертью.

Йога стремится к полной трансформации природы Невежества, которая сейчас управляет миром и человеком, как его частью. Это означает стремление к полному проявлению Божественного на земле. Это наиболее трудный момент.

Шри Ауробиндо говорит о победе над смертью как об одном из результатов интегральной йоги. «В Жизни Божественной» он пишет о победе над смертью и о физическом бессмертии, но говорит об этом как о вторичном, последнем результате суперразума.

«Что касается витальности, победы над смертью, это нечто вторичное, как я всегда говорил, это последний физический результат супраментального изменения сознания, не первый и не самый важный, не самый необходимый и существенный, который дополнит целое. Сделать это первым означало бы перевернуть все духовные ценности, это означало бы, что ищущим движет не высшая духовная цель, а витальная привязанность к жизни и эгоистический робкий поиск безопасности тела – такой духовный настрой не принесёт духовного изменения». (SABCL 22-23-24, 1233)

Шри Ауробиндо твёрдо верит в такую возможность.

«Стремление к такому достижению не ново, и некоторые йоги, я верю, к этому приходили, но не так, как этого хочу я. Они достигали бессмертия как личные сидхи, поддерживали бессмертие с помощью йога-сидхи, а не с помощью дхармы природы». (там же стр. 95)

«Дхарма природы» – это очень важно. Личная победа означает, что достижение было индивидуальным и не стало частью природы, не стало неизбежным для других ищущих и садхаков. Физическая же трансформация будет означать новое открытие Самого Божественного на земле.

Первая публикация http://my.mail.ru/community/in_teg_ral./60243D9F0E87681C.html