Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА МЫ НЕ ИСКРЕННИ

--

Шри Ауробиндо сказал, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим». Если это так, то всё безобразие, которое творится в современном мире, имеет прямое отношение к Богу, который «…стал всем этим». Тогда можно оправдать насильника, убийцу, лжесвидетеля, грабителя; стремление к богатству и власти, и даже стремление к самоуничтожению – это всё будет проявлением единого Бога, который «…стал всем этим».

И когда человек окинет взглядом панораму человечества на Земле, он может придти в состояние полной растерянности, так как увидит у Бога бесконечное множество лиц – жестоких и милостивых, ненавидящих и любящих, корыстных и жертвенных, героических и трусливых, захваченных гордыней и трусливых, проявляющих ложь и несущих в себе истину и т. д. И тогда, весь мир для человека разделится на добро и зло, которые в религиях относят к Богу и Дьяволу. Но если всё это проявления Бога, то, какое из его лиц главное, реальное, а какие лица второстепенные и, возможно, иллюзорные. Какому Богу человек должен молиться и поклоняться, и какому следовать? Не отсюда ли множество религий и множество учений, каждое из которых претендует на истину. Так как у Бога ничего не бывает без цели, то какова цель Его в таких неоднозначных проявлениях? Или, возможно, все эти его проявления имеют другую значимость, отличную от человеческой – субъективной? Можно привести сколь угодно примеров, подтверждающих человеческую субъективность восприятия реальности мира и его оценок. Так, убийство считается преступлением, в то же время убийство врага во время войны, поощряется. Преступник и жертва не одинаково оценивают одно и то же действие. Но эталоном субъективной значимости всегда является человек – то, что для него хорошо, оценивается им положительно, ну а то, что – плохо – отрицательно. Тогда как должен человек принимать многогранность проявлений Божественного? Если я – жертва, а в моём насильнике проявляет себя Бог, то как я должен относиться к этому насильнику? А так как во мне тоже Бог, то тогда мы с насильником должны взаимодействовать друг с другом, но так, как этого ожидает от нас Бог. А Богу нужно, чтобы человек стал на сторону справедливости, истины и сражался до конца, не был трусливым рабом, не был «…слякотью под его ногами». Практически, любые проявления Божественного в этом мире, направлены на осознание человеком в себе и в мире всего низкого, разрушительного, которому он должен противостоять и победить в этом противостоянии. Победа в противостоянии всему деструктивному – это возвышение сознания. Тогда множество проявлений Божественного в земных условиях – своеобразная игра, в которой Божественный формирует более высокое сознание, подготавливая человека к восхождению на следующую ступень эволюции.

 До принятия христианства на Руси, как пишут греческие историки, Русы были народом сильным духом и телом. Внешняя сторона христианской религии, в том числе и православия на Руси, воспитывает в человеке рабский дух. Но только внешняя, при этом, намеренно или ненамеренно скрывается, и даже извращается истинный глубинный смысл учения Христа, которое, в действительности, правильно понятое, воспитывает в человеке высокий дух и чистые стремления. И, конечно же, православное христианство не содержит в себе интернациональной идеи, опираясь на которую православные люди воспитывали бы в себе толерантность к врагам своим.  Каждый человек должен гордиться своим народом, быть патриотом, любящим свою родину. Достаточно вспомнить слова Александра Суворова: «Я русский! Какой восторг!» 

Здесь необходимо сделать уточнение: гордиться и любить свою родину – это значит, стремиться к тому, чтобы она была сильной, чтобы ей было хорошо. Каждый гражданин своей страны должен посвящать свою жизнь, в значительной её части, служению своей стране Это легко понять, так как психически и интеллектуально нормальный человек всегда стремится, чтобы его любимые были более совершенными и здоровыми. Не следует считать, что ты любишь свою страну, только потому, что она предоставляет тебе комфортные условия. Такая любовь может быть только у потребителя, но не у патриота. Такой потребитель очень быстро разлюбит свою страну, если в ней возникнут социальные проблемы, разрушающие его благополучие. Страна, в которой ты родился и живёшь, и твой народ – это твои родители. И если со страной случилась беда, то неужели ты оставишь её, или вместе с грабителями начнёшь её грабить!

Здесь я говорил о тех внутренних состояниях и чувствах, которые характерны для духовного искателя, или воина духа, что одно и то же. Но некоторые могут возразить, говоря, что всё предопределено Божественным, и ничего от нас не зависит. Это не так, потому что Бог предоставляет каждому человеку не только условия, в которых он должен действовать в этом мире, но и предлагает ему выбор способов и путей, которыми человек должен придерживаться. Ты можешь действовать в этом мире, как раб и как воин. В первом случае твой путь ведёт к деградации, во втором, к восхождению сознания к совершенству. Искренний духовный искатель смиренно принимает внешний мир во всём его разнообразии, как условия для внутренней работы, предложенные ему Божественным. И в то же время он, при взаимодействии с миром должен осознавать все свои сильные и слабые стороны. Другими словами, он должен принимать себя таким, каков он есть. Смиренное приятие мира и себя в нём имеет определённые особенности, которые состоят в том, что духовный искатель, зная свои сильные и слабые стороны должен, при взаимодействии с реальностью мира, не потакать своим слабостям, которые могут оправдываться его умом, и каждое событие, в котором ему приходится участвовать, он должен рассматривать, как уроки божественного. Именно в этом проявляется искренность человека, идущего духовным путём.

Исследуя себя, внимательный духовный искатель может осознать, что основным инструментом в его духовной работе является внимание и воля, удерживающая его в избранном направлении. Позади внимания и воли находятся знания, которые и управляют вниманием при помощи воли. Активность человека на внешнем плане сходна с внутренней работой с той разницей, что внешняя активность меняет внешние обстоятельства, а внутренняя работа трансформирует личность самого человека.