Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СПЕКТР ХАОСА

--

Под хаосом понимается нечто неорганизованное, беспорядочное, неопределенное, разделённое, не имеющее конкретной направленности. Когда русский богатырь ехал верхом своим путём дорогой и доехал до камня, лежащего на перекрёстке дорог, на котором было написано – как будет складываться его судьба, если он поедет направо, налево и прямо, то в это время в голове богатыря образовался хаос, так как прежняя определённость пришла к концу, а новая ещё не возникла. Любые промежутки времени, когда заканчивается одно направление деятельности, и ещё не началось другое – содержат в себе хаос. Но хаос можно рассматривать ещё как окно в более глубокую или высокую реальность, что определяется предшествующим направлением усилий человека. Но, если бы хаос был только неопределенностью, то в ней невозможно было бы сделать какого бы то ни было выбора. Действительно, как можно делать выбор, если в состоянии хаоса не существует никаких предпочтений. Но позади хаоса есть более глубокий поток, который прежде ещё до состояния хаоса был сформирован человеком или даже целым народом в его прошлой направленной деятельности. Этот поток не меняет своего направления даже в тот период времени, когда он не имеет возможности реализовать себя во внешней деятельности человека или народа. В любом случае, в состоянии хаоса будет сохраняться предпочтение прежнего направления. Это проявляется в человеке в состоянии ностальгии по прошедшим временам, и неудовлетворённости тем, что предлагается ему в настоящем.

Но если остановить своё неподвижное внимание на глубинном потоке позади хаоса, то можно увидеть или осознать, что ещё глубже находится более могучий поток жизни, который является только частью бесконечного потока жизни, и в самом основании этих потоков находится поток, противоположный потоку жизни, возвращающий всё к своему началу. Если человек сумеет удержать неподвижным своё внимание, осознавая потоки через окно хаоса (далее я объясню, почему хаос является окном, и где его можно найти), то он может осознать начало всего сущего во Вселенной. Он может осознать первые мгновения Божественной Вселенной, которая родилась в результате разделения изначальной нейтральной субстанции на свои противоположности – пространство и время, что стало основанием реальности абсолюта.

Поток жизни, проходящий через судьбу каждого человека, становится прозрачным, если внимание человека становится ещё более неподвижным, и сквозь него человек начинает воспринимать бесконечный Божественный  поток восхождения сознания, которое является всем сущим и источником всего в мироздании.

Состояния хаоса – это пауза между вдохом и выдохом, между одним делом и другим, это промежуток между мыслями и между желаниями. Это состояние, в котором вы оказались в тупике проблем и никакого выбора, соответствующего вашим чаяниям сделать не можете и это состояние внешних социальных перемен. В период коротких пауз, например, между вдохом и выдохом, ум человека молчит и не мешает человеку заглянуть в щель между ними. В период более продолжительных пауз, ум человека находится в состоянии поиска новой для себя опоры в новом направлении деятельности человека, потому что считает, что без него никакая работа сделана быть не может. Состояние хаоса в период внешних социальных перемен, когда прежняя привычно сформированная жизнь заканчивается, а новая ещё не наступила – это своеобразное междувластие, в котором прежние законы и правила уже не работают и наступает состояние беззакония и безвластия. Это тоже состояние хаоса, но социального, хотя и при нём человек теряет внутреннюю упорядоченность, потому что нет упорядоченности внешней. Окно в глубинные потоки жизни существует только между вдохом и выдохом, между одной и другой мыслей. И оно открывается перед человеком, если дыхание его почти останавливается, что происходит в медитации, а мысли исчезают.

Для того чтобы иметь более полную картину проявлений хаоса, необходимо остановиться на его социальных аспектах. Хаос имеет определённые иерархические особенности, которые могут проявлять себя не только по вертикали, но и по горизонтали. Например, слабая власть или безвластие наверху приводит к тому, что растормаживаются более низкие уровни социальной реальности, и то, что прежде сдерживалось достаточно жёстким управлением сверху, теперь уже не сдерживается, что ведёт к проявлениям различным форм беззакония и социально-психологической патологии людей. Примером этому может быть неврологическая расторможенность рефлексов, при нарушениях в более высоких сегментах нервной системы.  Возможно проявление хаоса и по горизонтали, который возникает тогда, когда искажаются ценности прошлой истории своего народа, а иногда извращается и сама история. Это ведёт к тому, что настоящее, которое всегда является вершиной и результатом прошлого, здесь не имеется в виду материальная сторона реальности, но только идейная, меняет свою направленность, в соответствии с измененным прошлым. И это касается не только истории народа, но и истории семьи, в которой воспитывался человек. В семейной истории можно исказить традиционные значимости, в которых была определенность отношений к старшему поколению, отношение к культуре, материальным ценностям и семейным интересам и, наконец, к духовности. Если утвердить в умах людей, что все эти ценности были ложными, что в мире существуют истинные ценности, приносящие их сторонникам значительно большие блага, чем те, которые они имели прежде, то это так же в значительной степени изменит систему ценностей человека. И если принять во внимание, что одновременно изменена система ценностей и по вертикали, о чём мы уже здесь говорили, то человек, попадая в подобные социально-психологические ножницы, оказывается в состоянии полной дезориентации, в которой совсем не трудно навязать ему систему разрушительных ценностей. Разумеется, эту разрушительную систему ценностей, надо одеть в привлекательную оболочку.

Но состояние хаоса имеет ещё одну важную особенность – оно разрывает связь прошлого с возможным будущим. Для этого надо достаточно времени удерживать человека или даже целый народ в состоянии неопределённости. А определенность – это не только условия в настоящем времени, но и прошлое, которое рождает нас, настоящих. И если нам скажут, что наше прошлое было дефектным, и все значимые нам люди в чём-то неполноценными, то это в значительной мере изменит наше самовосприятие. Это объясняется тем, что человек как личность и тот народ, к которому он принадлежит, представляет собой своеобразный айсберг, девять десятых размера которого скрыты под водой. Основная часть человеческой личности скрыта в его подсознании и даже в несознательных частях его существа. Таким образом, наше прошлое, не только семейное, но и всего народа формируют тело нашего подсознания. А подсознание – это тоже мы, а не что-то отделённое от нас. Следовательно, если нас убеждают в том, что наше прошлое мелкое и вообще никчемное, то это тот час же влияет на наше самовосприятие. При этом мы попадаем в зону хаоса, так как прежняя определенность, которая являлась основой нашего подсознания и, таким образом, нашей личности, оказывается неверной, а новая определенность, которую нам внушают, ещё не сформировала нашу основу. А так как в это время всё высшее в человеке, прежде контролировавшее низшие проявления его личности, в первую очередь входит в состоянии хаоса, то, разумеется, всё низкое в нём и в первую очередь низшие инстинкты, выходят на передний план. И если нам при этом внушают, что всё это правильно и хорошо, что надо быть свободным от всевозможных традиционных запретов и раскрепощённым, то человек постепенно приобретает психологические особенности, свойственные животным. И тогда одни народы начинают вести себя как хищники, так как в их подсознании прежде спал подсознательный хищник. Другие уподобляются антилопам и другим травоядным животным, на которых охотятся хищники и становятся жертвами. Третьи народы, в глубинах подсознания которых прятался паразит, становятся социальными паразитами. Другими словами, в период хаоса растормаживается и выходит на поверхность всё, что было подавлено законами и обычаями народов. 

Когда мы говорим о перевоспитании человека в тюремных условиях, куда он попал по суду. То при этом мы совсем не думаем, что в первую очередь воспитывают человека условия, в которых он находится. И воспитанник, неважно, будет ли это взрослый, которого воспитывает тюрьма или колония, или это будет ребёнок, воспитываемый в семье, будут воспитываться по образу и подобию воспитателей. Находясь среди преступников, человек, попавший в их среду за какое-либо преступление, возможно, неумышленное, перевоспитается в местах заключения в соответствии с окружающей его атмосферой и духом этих мест. Ведь первое время нахождения в новых условиях, сознание человека окажется в состоянии хаоса, так как прежние условия остались в прошлом, а к новым он ещё не успел приспособиться, следовательно, в этот период внушаемость человека особенно велика. Поэтому, чёрное в состоянии хаоса сознания может быть преподнесено человеку как белое и, напротив, белое – как чёрное. И особенность этого переходного состояния от одной определенности к другой, должно учитываться каждым человеком, что в значительной мере уменьшит количество проблем, возникающих в этот период времени.

Этот факт хорошо известен психотерапевтам, применяющим в своей работе с пациентами, страдающими неврозами, методы гипнотерапии. Дело в том, что невроз включается в систему мировоззрения человека, которая и поддерживает невротический порочный круг больного. Первое, что делает психотерапевт – он разрушает устоявшуюся невротическую систему отношения больного к своей болезни, а затем, в возникшем хаосе, строит новую систему отношений и ценностей, соответствующую здоровому человеку.

Любая направленная активность ума делает его непрозрачным для более высоких влияний. Это одна из причин, почему Шри Ауробиндо настаивал на необходимости остановки ума. Человек, ум которого направлен к соблазнам материального мира, глух к влияниям, идущим свыше. И это делает для нас понятным, почему в современном мире стремящиеся к тотальной власти над человеком прилагают так много усилий, чтобы привязать сознание людей к ценностям материального мира. Потребитель не будет стремиться к чему-то более высокому, чем его собственное материальное благополучие. Поэтому, очевидно, что позади современных властителей мира стоят силы низких миров, пытающиеся удержать человечество от его предназначения на Земле. Это они, используя своих проводников, находящихся на вершине власти современного мира, стремятся ввергнуть мир в состояние хаоса, в котором возможен поворот сознания человечества в сторону низких идей общечеловеческого материального благоденствия и удовольствий, которые могут выглядеть, как признаки гармонии сосуществования всех народов Земли. Но в этом сером жалком мире не будет духовного будущего человечества, и каждый человек будет подобен волу, запряженному в ярмо жизни.