Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НА ПУТИ К СВИДЕТЕЛЮ

--

«Свидетель» – это тот в нас, который стоит выше низшей природы нашего существа и недосягаем для ее влияний. Он есть в нас всегда, так как  является источником и посредником между материальной частью нашей природы и высочайшим Божественным, существующим извечно. Он поддерживает нашу жизнь и жизнь всего сущего на Земле и во всей Вселенной. «Свидетель» в человеке присутствует в двух ипостасях – он одновременно является безличностным и личностным. Как безличностный Он неподвижен, невозмутим и является эталоном абсолютной истины. Любые отклонения от неё человек осознает, как нечто неприемлемое и даже невозможное. Все, что отклоняется от абсолютной истины, осознается как существующее на «внешней стороне», по отношению к Безличностному. Как личностный – «Свидетель», он же психическое существо или истинное «Я» эманирует из себя любовь, сострадание и дает истинную оценку не только тому, что происходит во внешнем мире, но и отношениям человека, как к самому себе, так и к внешней реальности. Личностная часть содержит в себе истинные знания, которыми щедро делится с духовным искателем, и именно она является проводником и учителем каждого духовного искателя. Отсюда становится понятной необходимость работы духовного искателя на пути к единству со «Свидетелем».

Человек, живущий обычной жизнью, не считает, что ему нужен внутренний Истинный «Свидетель», что для него вполне достаточно здравого смысла. В то же время каждый, услышавший внутренний «зов», должен приложить все усилия для того, чтобы найти внутреннего «Свидетеля» и стать единым с ним.

Движения человеческого тела, например, во время ходьбы или выполнения какой-либо работы, может свидетельствовать тот, кто не совершает каких-либо физических действий, но присутствует во время этих действий как «Свидетель». Различного рода эмоциональные реакции и витальные состояния может свидетельствовать тот, в котором нет ни этих реакций, ни состояний, и который неподвижен и осознает их в период не только их возникновения, но и развития – это возможно только для «Свидетеля». Человеческие мысли, являющиеся продуктом ума, почти всегда неуправляемы человеком. По крайней мере, ум человека всегда неспокоен, и своим неспокойствием не только  растрачивает энергию человека, но и препятствует нисхождению более высокого сознания. Это одна из причин, почему Шри Ауробиндо настаивал на том, чтобы человек, идущий духовным путем, успокоил свой ум. «Свидетель» по частоте вибраций стоит значительно выше ума и поэтому осознается как место глубокого покоя. Осознавая активность ума, он при этом не безразличен к тому, о чем человек говорит с кем-либо и как доброжелательный цензор всегда подскажет человеку что следует, а что не следует говорить, для того, чтобы быть адекватным не только в окружающих человека обстоятельствах, но и одновременно быть адекватным истине.

Итак, исходя из того, что было здесь сказано, можно догадаться, что наиболее грубые вибрации имеет физическое тело, более тонкие – человеческий витал, еще более тонкие – человеческий ментал или ум, и превосходит их всех по уровню частоты вибраций – «свидетель».

«Свидетель» – это тот, кто осознает, т. е. находится на более высоких позициях. Например, движение тела может осознавать витальный ум, а витальные всевозможные реакции и состояния может осознавать ментал. Сознание человека имеет более высокие вибрации, чем ментал и поэтому оно может осознавать мысли. Истинная часть в человеке – его Центральное существо и истинное «Я» может осознавать все, что находится ниже его. В действительности, есть только один «Свидетель» – наша внутренняя истинная часть, которая имеет свои «филиалы» в сознании, ментале и витале. Еще одной особенностью свидетелей является то, что чем ниже они находятся, тем с большим запозданием они свидетельствуют то, что происходит на еще более низком уровне. И только центральное существо, или высшее «Я» И психическое существо, или истинное «Я», могут свидетельствовать «Здесь и сейчас». Поэтому, все случаи осознания движений тела, витала и ума происходят с запаздыванием только потому, что «Свидетель» еще не поднялся до своей наивысшей точки.

Можно, следуя путем «Свидетеля», от самого нижнего его уровня и до самых высоких его позиций, на которых находится и высшее «Я» и истинное «Я», как безличностная и личностная его ипостаси, придти к объединению сознания человека с истинной своей частью, которая и есть истинный человек. А все то, что может быть осознанно, принадлежит к внешней части человеческого существа, относящейся к низшей природе.

Шри Ауробиндо говорил: «Исследуйте себя беспощадно». Первые шаги по исследованию самого себя можно начинать со своего тела. Осознайте его движения в период, когда оно куда-либо идет или что-либо делает. Для этого необходимо внезапно обратить внимание на то, что оно идет, или что-либо выполняет физически. Это следует проделывать неоднократно до тех пор, пока осознание движений тела не станет достаточно устойчивым и продолжительным – например, в течение нескольких минут непрерывного осознания.

Наблюдение за эмоциями (или их осознавание), влечениями, желаниями, побуждениями, реакциями эго и различными состояниями, например, состояние тоски, ожидания, приподнятое настроение и др. осуществляется в любой последовательности, в зависимости от того, что в данный момент проявляет себя. Причем, такого рода «свидетельствование», может быть ненастойчивым, похожим на искоса бросаемые взгляды в сторону того, что вы наблюдаете, или же настойчивым и непрерывным. Любые эмоции и другие витальные реакции возникают в различных чакрах от Муладхары, до Анахаты. «Свидетельствуя» различного рода витальные реакции, необходимо осознавать их как можно раньше, когда они еще не набрали силу. При этом очень полезно осознавать их физические характеристики – форму, упругость, цвет, из какой чакры они появляются и куда направляются. Обычно целью их является сознание человека и чтобы подняться до уровня верхней части головы им необходимо пройти область шеи, что физически ощущается как давление. Возможно отсюда и выражение: «гнев или обида душит». Необходимо наблюдать за любыми эмоциями и даже малейшими реакциями эго, что связано с тем, что все эти проявления являются различными частями спектра единого состояния Божественной ананды. И чем более тонкие эмоциональные состояния осознает человек, тем в большей мере он приближается к их источнику. В нашем случае этим источником может быть осознанный «Свидетель», который является проявлением нашего Истинного существа.

Наблюдение за умом возможно только в специальных для этого условиях. Во-первых, необходимо иметь соответствующий внутренний настрой. Для этого в течение дня, если человек собирается наблюдать за умом в вечернее время, нужно неоднократно делать самому себе внушение, касающееся предстоящей работы. Например, «вечером, когда я сяду, закрою глаза и буду наблюдать за умом, ничто внешнее меня не будет отвлекать, я буду спокоен и какие-либо воспоминания не будут беспокоить меня». Во-вторых, чтобы небыло ничего внешнего отвлекающего.  Затем, устроившись поудобнее, так, чтобы спина была прямой и голова при расслаблении не склонялась в какую-либо сторону, вы осознаете внутреннее пространство головы на уровне Аджна-чакры. Вначале будет серый туман, но если ничто не будет отвлекать, то вскоре можно будет осознать некое сферическое пространство, освещенное светом «Свидетеля». В этот период наблюдения внутреннего пространства можно осознать, что за его пределами роятся неисчислимое количество мыслеформ. Некоторые из них проникают вовнутрь и в виде свернутого в рулет облачка или в еще какой-либо формы проплывают по горизонту внутренней сферы, при это появляется желание развернуть эту мыслеформу и узнать её содержание. Иногда мыслеформы подобно молнии прочерчивают внутреннюю сферу ума. Если же обратить внимание вниз, то можно увидеть темный колодец, в котором кишат всевозможные обрывки слов и мыслей. Если быть неподвижным свидетелем всего происходящего и не пытаться развертывать мысли, то ум постепенно успокаивается и может полностью остановиться и замолчать. (Шри Ауробиндо на это потребовалось три дня). В дальнейшем при наблюдении за молчаливым умом, можно осознать текучие и вязкие движения самого пространства сферы ума, которое можно остановить, если наблюдатель станет полностью неподвижным. Обычно это происходит, когда сознание человека связанное со «Свидетелем» (мы уже прежде говорили о том, что свидетели различного уровня являются своеобразными филиалами высшего или центрального «Свидетеля») объединяется с ним и этим самым приобретает состояние абсолютного покоя. И если духовному искателю удается это сделать, то этим самым он не только заставил замолчать ум, но и остановил его. С этого времени ум будет активным только тогда, когда это будет необходимо для человека.