ЖЕРТВА

Особенностью людей, привязанных к внешнему миру с его ценностями, является их стремление к присвоению материальных, интеллектуальных ценностей и удовольствий, не затрачивая для этого адекватных усилий. Например, приложить усилий на копейку, а получить за это на рубль. Иногда соотношения могут быть ещё более контрастными. Это стало возможным, когда вещи и вообще все проявления реальности этого мира потеряли свою истинную значимость. Но чтобы стало возможным такого рода присвоение, необходимо, чтобы кто-то пожертвовал частью своего труда или продукта своего труда, – чтобы производил на рубль, а получал за это на копейку. Такого рода жертва пассивная и часто сопровождается неведением, так как жертвующий не знает, что он приносит жертву. Жертвой для обывателя является добровольное или недобровольное пожертвование, преподношение в дар каких-то ценностей. Например, в советские времена такой жертвой была сверхурочная неоплачиваемая работа «за того парня». Много было пожертвований в период Великой Отечественной войны, и эти жертвы были не только материальные, но люди жертвовали и свои жизни. Во всех случаях материальных жертв, часть материальной собственности, какого-либо собственника, жертвовалась кому-то другому. В любом случае, жертва в материальном мире – это всегда отнятие какой-то части того, что имеешь, в пользу кого-то другого. При этом, у одного убывает количество ценностей, а у другого – прибывает.

Всё обстоит иначе в духовной практике, в которой так же постоянно совершается жертва, но при этой жертве прибывает и у жертвующего, и у жертвополучателя. Это происходит потому, что на внутреннем пути жертва не материальная. Духовный искатель жертвует тем, что препятствует его пути. При этом, он жертвует не кому-то из людей, а Богу. По идее жизнь священников должна быть непрерывной жертвой Богу. Их служение не должно содержать в себе корысти. Когда мы читаем в Новом Завете о том, как Христос изгонял из храма торговцев, то речь идёт о человеческом сердце, которое и является храмом Бога. В сердце человека, жизнь которого во всех её проявления должна быть служением Богу, не должно быть корысти и это в полной мере должно быть проявлено у священников, которых прихожане церкви считают посредниками между ними и Богом. Венчание, крещение и отпевание покойника – это не услуги прихожанам, а служение Богу. А если у человека нет средств, чтобы оплатить венчание или отпевание покойника? И кому тогда служит священник – Богу или Мамоне?

Истинная жертва – это всегда служение Богу и эта жертва приносит человеку радость. И не важно, будет ли эта жертва проявлением альтруизма, или же человек жертвует собой ради своего народа, своей семьи или ради другого человека. Такая жертва всегда раскрывает в человеке высокие качества, делает его благородным, способным к состраданию и истинной любви. В то же время, люди, приносящие корыстные жертвы не умеют ни любить, ни сострадать, ни испытывать настоящее чувство долга, потому что эти высокие состояния не могут сочетаться с корыстью. Интересно, не правда-ли? Духовный искатель жертвует Богу всё низкое, несовершенное, которое есть в его природе, и взамен получает высокое, прекрасное, совершенное.