Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВОЛЯ – ЭТО ОРГАНИЗОВАННАЯ ЭНЕРГИЯ

--

 Воля – это энергия, организованная ради исполнения какого-либо намерения. Если мы ограничимся только такого рода утверждением, то многое, имеющее отношение к воле, нам останется не ясным. Например, кто организует эту энергию? С какой целью он это делает? И почему у одних людей воля сильная, а у других – нет? И, наконец, что нужно делать, чтобы воля была сильной? Если воля – это организованная энергия ради исполнения какого-либо намерения, то в организующем начале должно быть знание намерения. И не только, так как в процессе реализации намерения необходимо отвергать всё, что препятствует этой реализации, но чтобы это стало возможным в этом процессе должно присутствовать различение, без которого легко можно ошибиться, и вместо ненужного отвергнуть то, что является необходимым. Кроме различения в этом процессе должна присутствовать бдительность, без которой внешние внезапные влияния могут привести к нарушению реализации намерения. И, конечно же, при реализации намерения должна быть известна цель, без которой намерение теряет всякий смысл. И всё это должно находиться под контролем осознанного внимания.

Можно предположить, что этим координирующим центром является ум, но такое предположение легко опровергнуть, так как при помощи усилия воли можно остановить ум, или, по крайней мере, снизить его активность. В действительности, реальным источником воли в проявлении всех его граней является сознание человека. Но сознание человека – это только инструмент, который может зависеть от человеческого эго и от истинного «Я» человека. У подавляющего большинства людей сознание находится в полной зависимости от эго и контролируется им. В этом случае оно используется как средство управления человеком в интересах низшей природы. На всё человечество наброшена сеть, и каждый узел этой сети представляет собой эго, управляющее человеком. Вся эта сеть ассоциируется у людей с Сатаной или нечистой силой. Во внешнем мире, который представлен многоплановой реальностью, есть силы, созвучные с человеческим эго, и в связи с этим имеют возможность управлять человеком. Но управление происходит не только через влияние этих сил на эго, но и на субличности, которые в реальности являются гранями эго, и, поэтому, находятся в полной зависимости от него. В связи с этим люди в большинстве своём остаются в полной захваченности силами низшей природы и остаются в неведении о своём истинном предназначении. Но есть и другая сеть, объединяющая всё человечество, – эта сеть соткана из нитей света и узлы этой сети являются человеческим истинным «Я», располагающемся глубоко позади сердца. Поэтому его иногда называют истинным сердцем, душой человека, и оно определяет истинное предназначение человека на Земле. Сатанинскую сеть, наброшенную на человечество можно рассматривать как тень истинного «Я». Но не следует эти две сети рассматривать, как противостоящие друг другу. Каждая из них выполняет свою задачу в эволюции человеческого сознания. Истинное «Я» человека растёт, получая необходимый для своего роста, опыт человеческой жизни и постепенно, по мере его роста всё в большей мере влияет на сознание человека, меняя его отношение к себе и реальности мира. В связи с этим, когда мы говорим о воле человека, то её проявление во многом зависит от степени влияния истинного «Я» человека на его сознание.

Истинное «Я» человека и его эго определяют выбор не только отношения человека к реальности мира, но и его взаимодействие с этим миром. И каждое действие человека и даже каждая его мысль являются реализациями намерения, которое в подавляющем большинстве случаев инициируется внешними влияниями при активной внутренней поддержки его эго. При этом человек является пассивной частью в своём взаимодействии с окружающей его реальностью. И внешний мир ведёт его в том направлении, которое является предпочтительным для его эго. Почему внешний мир созвучен человеческому эго? Потому что человек воспринимает мир и действует в нём, воспринимая его через призму эго. И ещё, есть интересный вопрос: кто определяет цель и пути, ведущие к ней? Можно подумать, что этим так же занимается сознание, которое формирует намерение. Действительно, не может быть намерение без цели. Но дело в том, что цель – это всегда что-то конкретное, которое вы собираетесь достичь. Вы уже выбрали свою цель из всех других возможных целей. Следовательно, у вас уже были знания целей, и уже было предпочтение одной из них, без чего вы не могли сделать какой бы то ни было выбор. И совсем не обязательно, чтобы эти знания принадлежали нам, потому что очень часто мы делаем выбор автоматически, под влиянием какого-то внутреннего импульса. Кто-то изнутри побуждает нас выбирать определенные направления, в конце которых нас ожидает цель. И он же может побуждать нас действовать определенным образом, иногда не самым лучшим, о чём мы, в дальнейшем, можем горько сожалеть. Но в таких случаях намерение принадлежит не нам, а кому-то ещё, внутри нас или за пределами нас. И этот «кто-то» использует нас как свой инструмент для реализации своих намерений, и наша воля и её энергия в это время принадлежат ему. Тогда, быть сознательным, означает быть хозяином самого себя, принадлежать самому себе. И только тогда мы можем говорить о воле, которая руководствуется осознанным намерением, созданным не кем-то внутри или вне нас, а нами самими.

Обычно люди пользуются стандартными целями, основанными на общемировых стандартных ценностях. Но все эти ценности, в подавляющем своём большинстве, делают человека зависимым от материального мира и привязывают его к прокрустову ложу низшей природы. Другими словами, стандартному человеку ничего выбирать не надо, для него уже определены ценности, ради которых он должен жить, да и способы достижения этих ценностей так же определены и узаконены, и человеку остаётся только сосредоточить свою динамическую энергию, чтобы достичь какой-то стандартной цели, которую ему предлагает внешний мир. В таких случаях нам трудно говорить о воле, так как в подобных человеческих усилиях присутствуют только её некоторые компоненты. Похоже, что во внешнем материальном мире есть только одна цель, которая называется значимость, для достижения которой все средства хороши. Жизнь людей, привязанных к ценностям материального мира можно сравнить с бегом к финишу значимостей. На дистанции можно подставлять ногу своим соперникам, можно всё, что способствует продвижению к финишу. Но финиши для различных людей не одинаковы, в зависимости от их энергии и деловитости, и их морали. Но в любом случае цели в этом мире одни и те же – значимость.

Хотя, если в человеке преобладает влияние на сознание его истинного «Я», то он не окажется среди тех, которые устремляются к финишу значимости – от той же стартовой линии он устремляется в противоположном направлении. И его путь не лежит к какой-то цели, ради которой он оставил спокойную предстартовую обстановку – его целью является сам путь. И так как достигнутая цель – это своеобразное вознаграждение за усилия, которые для этого прилагал человек, то движение в противоположную сторону не содержит в себе ожидания какого-то вознаграждения, с чем могут согласиться очень немногие люди.

Для того, чтобы быть успешным во внешнем мире, человеку достаточно иметь нужное количество энергии и уметь пользоваться социальной блочной системой отношений. Я имею в виду, что в нашем социальном мире все виды взаимоотношений людей сгруппированы в определенные социальные системы, использующие определенные  для каждой системы принципы или правила. Это можно сравнить с правилами шахматной игры и вообще любой игры, в которой есть не только правила, но и способы ведения игры, лежащие за пределами правил.

Люди, избравшие для себя путь, а не цель в конце пути, используют в своей внутренней работе правила социальных систем мира, но совсем не для того, чтобы быть успешным в этом мире, а для того, чтобы освободиться от влияний материального мира. Когда мы читаем, что этот проявленный мир – только тень непроявленного, то это приводит нас к мысли, что и непроявленный мир такой же, как и тот, что окружает нас. Но тень – это отражение формы, но не содержания, поэтому та реальность, тенью которой является наш мир, неизмеримо богаче нашей реальности. Но чтобы выйти из-под влияния тени и воспринять более высокую реальность, необходимо освободиться от притяжения соблазнов проявленного мира. Человек ещё не создан, и то, что мы сегодня называем человеком разумным, – только переходное существо, которое должно сознательно участвовать в своей собственной эволюции, ведущей к формированию Человека.

Исходя из того, что было здесь сказано, мы можем думать, что воля в полной мере может проявить себя только на внутреннем пути, ведущем за пределы проявленного мира. В то же время, при усилиях, прилагаемых человеком для достижения какой-либо внешней цели, используются только некоторые фрагменты воли. Это происходит потому, что только на внутреннем пути, целью которого является сам путь, человек полностью сознателен. По крайней мере, в те моменты, в которые он выполняет направленную работу по осознанию влияний на него внешнего мира. Конечно, человек может использовать все грани воли и при стремлении к внешним целям, но это бывает очень редко, да и надобности в этом большой нет, так как и цель, и способы достижения цели, почти всегда диктуют внешние обстоятельства.

Итак, воля имеет следующие грани:

Намерение, которое определяет, что должен делать человек, для чего это он должен делать, знать направление усилий, смысл их и средства, необходимые для реализации этого намерения. Этими средствами являются – осознанное внимание, при помощи которого человек осознаёт ответные внутренние реакции своего существа на всевозможные внешние влияния и свои собственные побуждения, направленные на взаимодействия с внешним миром. Следующим средством является бдительность – это состояние, в котором удерживается образ цели и готовность отвергать всё, что не соответствует этому образу. Бдительность сама по себе не эффективна без различения, сопоставления всевозможных стремлений и побуждений, не созвучных с избранной целью. И, наконец, энергия, без которой не только не могут существовать названные здесь грани воли, но и невозможна её направленная активность.

Следует различать осознанную волю и неосознанную, которая лежит в основе самой жизни. Любая форма жизни, хочет жить и для этого она уже на инстинктивном уровне стремится к добыванию для себя пищи, старается преодолеть силы, которые пытаются разрушить её, стремится размножаться и пытается создать для себя условия наиболее возможного комфорта, необходимого для выживания. Есть ещё одна грань инстинкта, в наибольшей степени развитая у человека – исследование окружающих обстоятельств. Для животных – это место, где он будет добывать пищу, а для человека – это вся Вселенная. На самом деле вся человеческая деятельность, насколько бы она сложной ни была, в своей основе опирается на инстинкты. Человеческая деятельность – это только надстройка над инстинктами. У одних людей на фундаменте инстинктов вырос храм, купола, и шпили которого тянутся к бесконечному небу, у других – амбары, в которые они норовят собрать все богатства и значимости этого мира, у третьих, на фундаменте инстинктов возвышается крепость , ощетинившаяся оружием. Периодически из этой крепости совершаются набеги на близкие и далёкие поселения, с целью подчинения их и сбора дани. И много других людей, которым на фундаменте инстинктов удалось построить хлев для свиней или курятник, а есть и такие, которые довольствуются только инстинктами.

Не для всех людей важно иметь концентрированную волю, потому что большинство справляются с обстоятельствами с помощью той воли, которая как-то сформировалась у них в течение их жизни. И в какой-то мере она есть у каждого, и это обнадёживает, потому что тренировать можно только то, что уже есть, делать совершенным можно то, что пока ещё несовершенно, но оно так же уже есть.

Достаточно осознающие себя люди, которыми могут быть не только взрослые, но и подростки, должны начинать тренировать свою волю, используя свою повседневную жизнь. Ведь воля проявляет себя не только тогда, когда мы совершаем подвиги, но и в повседневной жизни. Вы начинаете с того, что планируете свой сегодняшний день. Этот план не должен, вначале, быть более продолжительным, чем время от подъёма до отхода ко сну. Нужно это делать с самого утра. Встали, убрали постель, сделали зарядку, умылись, позавтракали, записали в тетради то, что вы должны сделать за сегодняшний день и приступили к исполнению запланированного. Планы не должны быть слишком большими и их не должно быть слишком много. По крайней мере, половины того времени, которым вы можете воспользоваться по своему усмотрению, вы должны оставить свободным, так как могут возникнуть неожиданные обстоятельства, которые так же потребуют от вас какого-то времени. В эти планы не включайте то, что не имеет чётких временных границ, например, просмотр каких-то событий по телевизору, или ознакомление с какой-то информацией в Интернете. Дело в том, что и телевизор, и Интернет содержат в себе множество соблазнов и в самом начале тренировки воли эти источники соблазнов лучше избегать. Соблазны интересны тем, что они вкрадываются в наше сознание, как нечто невинное, незначительное, что усыпляет нашу бдительность. При этом, те работы, которые мы должны выполнять по плану, как бы несколько затуманиваются, становятся несколько менее нужными, и выглядят как журавль в небе, в то время, когда в руках у нас уже есть синица. В период выполнения запланированной работы нас может отвлекать что угодно, но чаще всего такими отвлекающими объектами являются какие-то мелочи, не имеющие к плану никакого значения. Например, вы выполняете какую-то работу по плану, но вам в голову неожиданно приходит мысль посмотреть новый журнал, который вы недавно получили по почте, и не успели как следует познакомиться с его содержанием. Или вам вдруг захотелось поговорить по телефону с вашим другом, и таких примеров может быть множество. В таких случаях необходимо отодвинуть соблазн и продолжать ту работу, которая соответствует вашему плану. Иногда, когда в плане, составленном вами утром, может быть не одна какая-то работа, а две или даже больше, что вполне возможно в период отпуска или выходных дней, то может возникнуть соблазн, на время оставить ту работу, который вы заняты, и начать другую, которая так же содержится в вашем плане. Это так же соблазн, который отвлекает вас от того, что вы уже делаете.

Чем менее дисциплинирован внутренне человек, чем менее упорядочено его ум и дисциплинированы желания, тем больше будет всевозможных соблазнов. соблазны порождаются не внешними обстоятельствами, а нашей собственной внутренней неупорядоченностью. Представьте себе, что было бы, если бы мы и внешне были бы такими же неупорядоченными. Например, идём мы на работу, проходим мимо какого-то книжного магазина, в котором, возможно, появилась какая-то новая и нужная для нас литература. Мы зашли в магазин и провели в нём какое-то время. потом по дороге на работу мы ещё несколько раз заходили в нужные и интересные для нас магазины и даже отвлеклись на рекламу цирка и, наконец-то, к обеду добрались до работы, а могли бы добраться и к её окончанию, ведь вокруг так много интересного! Верно, всё интересно, но всему своё время.

То же самое следует сказать и о телефонных разговорах, которые могут отнять у вас большое количество времени, и совсем не потому, что вам было очень интересно говорить  с вашим телефонным собеседником, а потому, что человек на том конце провода оказался очень говорливым. Вы должны приучать ваших собеседников к тому, что ваше время для вас дорого. Не эксплуатируют ли они вас? Когда вас обязывают быть слушателями того, что вам не интересно или не вовремя, то это прямая эксплуатация одним человеком другого. Когда вы внимательно слушаете другого человека из уважения к нему, или потому что вам не хочется его обидеть, хотя всё о чём он говорит вам не интересно, то вы при этом теряете свою энергию, которая уходит по каналу внимания к говорящему. Но когда вы слушаете кого-то с интересом, то при этом происходит взаимный обмен энергиями, но и в этом случае необходимо ограничивать диалог в пределах разумного времени. И здесь важными могут оказаться ваши дипломатические способности, используя которые можно ограничить длительность такой телефонной беседы.

Воля – это не упрямство, в ней всегда есть разумность, умеренность и смысл. Вспомните произведение Лескова: «Железная воля», в которой небыло разумности, умеренности и смысла и, поэтому, всё так плохо кончилось.

 В самом начале тренировки воли не спешите в своих планах увеличивать количество запланированной работы в днях. Необходимо приучить себя быть достаточно сосредоточенным в течение одного дня. И только потом, когда вы будете чувствовать себя собранными при выполнении запланированной работы, и уже ни что не способно будет вас отвлечь, вы можете составлять план на два дня. И, тем не менее, на следующий день вы должны перечитать составленный накануне план и неукоснительно следовать ему. И, возможно, пройдёт немало времени, прежде чем вы однажды составите план на месяц.… Такие долговременные планы особенно полезны при изучении иностранных языков

Воля, как и любая другая система, без упражнения и поддержки начинает слабеть. Поэтому, человек, который хочет, чтобы его воля была сильной, а интеллект сохранным и работоспособность высокой, должен постоянно поддерживать свою волю в определенном тонусе.

Человек, даже в тех случаях, когда у него много энергии, может иметь слабую волю, потому что воля – это организованная энергия. В связи с этим имеет особое значение воспитание воли у детей. Обычно дети подвижны, часто упрямы и энергии у них хоть отбавляй. Но эта энергия расходуется хаотично, можно сказать, расплёскивается во все стороны в связи со своей избыточностью. Детство во всём избыточно, и не только энергией, но и разнообразными возможностями, готовыми проявиться во взаимодействии ребёнка с окружающей реальностью. Действия его кажутся бессистемными, хаотичными, но это только кажется, так как в раннем возрасте происходит не просто познание мира, но и деление его на опасное и неопасное. И, кроме того, малыш налаживает отношения со всеми вещами, которые окружают его и до которых могут дотянуться его руки.

Воспитывать волю у малыша и упорядочивать его прежде хаотичное отношение к реальности, следует с того времени, когда он начинает осознанно играть со своими игрушками. Необходимо, чтобы он, после того, как поиграл, клал их на отведённое им место. При этом нужно каждый раз поощрять его, говоря, как он умело и красиво это делает, какие ловкие его ручки. Разумеется, вначале вы должны это делать вместе с ним, и только потом всё это он будет делать самостоятельно. одновременно воспитывает все грани воли игра в бисер. Суть её состоит в том, что малыш должен сортировать в две ёмкости два цвета крупного бисера. Например, белый и красный бисер, вы высыпали в блюдце, и предлагаете своему малышу выбрать красный и белый бисер в соответствующего цвета коробочки. При этом, вы то же самое делаете сами, но отдельно от вашего воспитанника, как бы соревнуясь с ним. Конечно, вы должны давать ему побеждать. Он должен хотя бы на один бисер закончить раньше, чем вы. После чего вы смотрите в коробочки – не перепутал ли ваш ученик чего-либо и не положил ли он в красную коробочку белый бисер, а в белую – красный. Постепенно можно увеличивать количество бисера, что потребует от вашего воспитанника большего времени и внимания. А в дальнейшем вы будете брать уже не два, а три, четыре цвета и бисер должен быть несколько более мелким. Но все эти усложнения нужно делать очень медленно и так, чтобы вашему малышу это было всегда интересно.

Другой, воспитывающей волю и внимание, игрой, может быть игра с колодцем, который вы складываете из палочек, например, спичек. Здесь так же тренируются и внимание, и восприимчивость, а, следовательно, и воля. Родитель или воспитатель может придумать ещё множество всевозможных игр, которые, в конечном счете, тренируют волю человека во всех её аспектах.