Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОГРУЖЕНИЯ

--

Шри Ауробиндо в двадцать второй главе Синтеза Йоги говорит о супраментальном восприятии реальности мира, которое основано на отождествлении. При этом, воспринимаемый объект осознаётся человеком, как часть самого себя, и это для ментального человека кажется совершенно невозможным. Действительно, как это возможно осознать гору Казбек как самого себя? Или, хотя бы эти дома, люди, животные, птицы, – как их можно осознать, как самого себя?

Здесь необходимо остановиться на особенностях восприятия реальности этого мира, который для человека существует в двух аспектах – проявленном и непроявленном. Любые внешние влияния с непроявленного плана реальности человек воспринимает как свои собственные переживания, а восприятие проявленного мира осознаётся им как нечто внешнее по отношению к его существу. Хотя и то, и другое осознаётся им только тогда, когда в его существе сформируется их отражённый образ. Таким образом, отражение в человеке непроявленного плана реальности присваивается им и осознаётся как свои собственные переживания, т. е. человек отождествляется с тем, что непроявлено. В то же время отражение в его существе проявленного мира, воспринимается человеком, как нечто для него внешнее. И необходимость такого восприятия реальности понять можно, так как это даёт возможность человеку не только ориентироваться во внешнем мире, но и получать определенный как внешний, так и внутренний опыт.

Но Шри Ауробиндо говорит о восприятии через отождествление не только непроявленного плана реальности, но и проявленного мира. – Не создаст ли это для человека трудности в ориентации в окружающей его реальности? – Не создаст, так как осознающий при этом видит себя над отражённой в нём реальностью. Но так как проявленная реальность – это не только объекты окружающего мира, но и пространство, то это осознаётся человеком как расширение всего его существа, которое теперь включает в себя или определенную часть реальности вокруг него, или даже всю Вселенную. При этом, внешний ум замолкает и возникает странное восприятие прозрачной неподвижной тишины вокруг физического тела. Странность восприятия прозрачной тишины связана со значительным повышением восприимчивости и осознанием, что не ты находишься в мире, а мир – в тебе.

Способом, ведущим к раскрытию подобного рода восприятия, является всё возрастающее погружение сознания в ту реальность, на которую направлено внимание человека. Погружение в реальность и даже отождествление с ней возможно только при достаточном для этого времени. Если человек при выполнении какой-то работы, часто отвлекается, т. е. выходит из начинающегося погружения внимания, то в результате для него будет невозможным отождествление с тем объектом, на который направлено его внимание.

Одним из способов погружения, ведущим к отождествлению, является умение слушать собеседника. Хочу ещё раз сказать, что в период, когда человек слушает своего собеседника, он в это время находится в состоянии полной внутренней неподвижности, при которой ум его молчит и в голове человека не возникают даже намёки, на какие бы то ни было свои собственные мнения по поводу сказанного собеседником. Можно сказать, что в этот период происходит полное приятие другого человека или обстоятельств, или даже отождествление с ним.

Отождествление всегда приводит к знаниям, которые по желанию могут быть оформлены вербально. И отождествление с реальностью мира делает человека адекватным реальности, с которой он взаимодействует.