Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ИНДИВИДУАЛИЗМ ИЛИ КОЛЛЕКТИВИЗМ

--

На Земле эволюционируют только коллективные теплокровные животные, к которым относятся и люди. Одной из важных особенностей коллективных животных является сплочённость, взаимопомощь, и осознание совместной цели – что является признаком более высокой организации сознания и более высокого интеллекта. Отсюда отличие коллективизма от стадности. Развитие гармоничной личности возможно только в условиях гармоничного, сплочённого коллектива. В 1980 году журнал «Новости науки» писал, что общение с друзьями,  родственниками, и знакомыми приводит к увеличению продолжительности жизни человека. Даже таланты, раскрываются в полной мере в точках наиболее полного человеческого общения. Дмитрий Иванович Менделеев писал: «всё, чем человечество может гордиться добыто у народов, дошедших до тесноты жизни. Ни Рафаэля, ни Ньютона, ни Стефенсона или даже Гарибальди нельзя представить без народной скученности». Под «скученностью» Дмитрий Иванович имел в виду сплочённость и общность людей по интересам, культуре и целям. Так же как никакая духовная работа искателя не возможна без социального окружения, которое является почвой для вырастающей из него лотоса духовности. «Нельзя признать общением встречу двух приятельниц в очереди, даже если они, болтая, провели вместе целый час», пишет в своей книге: «Магия общения», Инна Анисимова, «к счастью, – продолжает она, – к числу особенно ценных свойств русского народа, как отмечает большинство иностранцев, относится чуткое восприятие чужих душевных состояний. Отсюда возникает живое общение малознакомых людей, что абсолютно неприемлемо, например, для англичан». Итак, человек существо общественное и не может находиться в изоляции, даже психологической. Опыты показали, что если человека лишить глубокого душевного общения, сохранив при этом внешне комфортные условия жизни, то в такой обеднённой среде у него развиваются тяжёлые нервно-психические расстройства. Но на человека негативно влияет не только психологическое одиночество, но и ограниченное общение. Примером этому может быть попытка полярников Иогансена и Нансена вдвоём достичь Северного полюса. Цель оказалась недостижимой, и путешественники повернули на юг. На обратный путь им потребовалось полтора года. К тому, что им было очень тяжело физически, добавилось отвращение друг к другу. Разговаривали они только в случае крайней необходимости. Они были готовы уничтожить друг друга, хотя потребность в общении мужчин, как показывают психологические исследования, выше, чем у женщин. Вы думаете, что после этого похода они остались врагами на всю оставшуюся жизнь? Ошибаетесь. Вернувшись на материк они очень быстро восстановили дружеские отношения. Находясь в психологической тесноте, люди как бы наступают на личностные психологические дистанции друг друга, и им требуется отдых друг от друга. Таким образом, для человека важно не только общение душ, но и периодическое уединение, или хотя бы смена обстоятельств. Особенное важно это для мужчин, как более подвижной части человеческого общества. Потребность в «живом общении» для русского человека в современном капиталистическом мире, где человек человеку волк, обернулась трагедией, которую многие не могут пережить. Отсюда, высокая смертность именно среди русского народа, тяжёлые нервно-психические расстройства, которые ведут не только к самоубийству, но и убийству своих детей. Жизнь для них теряет своё будущее и свой смысл – зачем же тогда жить. «Вне общения, – говорит Инна Анисимова в своей книге: «Магия общения» – нет, и не может быть человеческой жизни, нет личности». Ещё раз хочу напомнить, что общение – это не пустая беседа – это общение душ. Вспомните русское: «ни души» и английское – «no body». «Русский переживает мир, исходя не из «я», не из «ты», а из «мы», – говорит немецкий философ Вальтер Шубарт в своей книге: «Европа и душа востока». «Он один из всех европейцев обладает способностью непосредственной связи с душой своего ближнего», – говорит о русском народе немецкий философ Герман Кайзерлинг. «В людях вокруг себя он видит братьев, а не врагов. Его первое побуждение – симпатия и доверие. Он верит в естественную доброту ближнего, пока тот не проявит обратного. В то время как европеец не приемлет другого, пока тот не докажет благонадёжности. Русские таинственным образом объединены духовной связью. Люди, только что познакомившиеся, быстро проявляют душевную теплоту друг к другу…» – пишет Вальтер Шубарт, – в Европе, особенно в германских странах, все, наоборот: там люди могут быть знакомы всю жизнь, но даже своему другу не раскрываются до глубины сердца».

  Отсюда понятно, почему Россию не понять умом, европейским умом, и почему вымирают русские. Понятно, почему Бисмарк – железный канцлер Германии, никому не советовал воевать с Россией, потому, что единство народа на уровне душ, а не ума, не может быть разрушено никакими физическими средствами. И ещё понятно, почему в современном мире насаждается индивидуализм – теми, которые стремятся к власти над миром, Им не нужны творческие умные люди, им нужны примитивные манкурты, которыми легко управлять. И когда Маргарет Тэтчер заявила, что для России достаточно пятнадцати миллионов русских, чтобы обслуживать добычу и переработку полезных ископаемых, то она, конечно же, имела в виду выродившихся русских, толерантных рабов, удобных в управлении господами современного мира.

Известно, что человек, оказавшийся в изоляции, начинает деградировать довольно быстро, и уже через несколько лет может даже потерять способность говорить. Практически, индивидуализм – это путь деградации, так как при этом происходит скрытая депривация многих человеческих, особенно душевных качеств. Поэтому, люди, посвятившие свою жизнь бизнесу, в котором не осталось места душе, всегда ущербны. Правда, они не замечают своей ущербности, так как живут в своём мире, со своими законами и, я предполагаю, что им не понятна фраза мудрого лиса из произведения Сент Экзюпери «Маленький принц» – «Мудро только сердце».

Но истории известны люди, которые использовали одиночество для самоусовершенствования, например, народоволец Николай Морозов просидел в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях 25 лет и вышел на свободу одним из самых образованных людей России. Одиночество было необходимо Иоанну Предтече, Иисусу Христу, Будде и ещё многим другим духовным подвижникам. Но идея индивидуализма, навязываемая целым народам, и особенно русскому народу, в любом случае разрушительна.