Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

РАЗВИТИЕ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ

--

Абстрактное мышление человека начинает формироваться практически с первых дней его жизни после рождения. Мама ребёнка постоянно разговаривает с ним во время его кормления, пеленания, когда укладывает его спать, а в дальнейшем будет обучать его говорить. Но человеческое слово – это уже абстракция.

В действительности, любой человеческий язык можно представить себе в виде пирамиды, вершиной которой будет слово Бог. Разумеется, это, завершающее вершину вербальной пирамиды слово должно произноситься на каждом языке иначе. Рассмотрим в сокращённом варианте такую пирамиду абстракций русского языка. Рассматривать эту пирамиду можно с любого материального объекта. Например, первый, самый нижний слой абстракций, – шкаф, стол, стул, диван, кровать – мебель. Мебель – это обобщающее слово – абстракция, относящаяся ко второму уровню абстракций. Затем, платье, сорочка, свитер, брюки, джинсы, костюм и т. п. – это первый уровень абстракций. Одежда, говорим мы, употребляя слово, которое относится ко второму уровню пирамиды абстракций. Далее мы можем перечислить строительные материалы, название каждого из них в отдельности будет относиться к первому уровню, а обобщение – строительные материалы – ко второму уровню. И так мы можем ещё долго продолжать строить первый и второй уровни абстракций. Но давайте посмотрим на абстракцию третьего уровня вербальной пирамиды. Всё, о чём мы говорили, назовём – товарами. В современном мире всё является товаром – и земля, и реки, и озёра и все природные ресурсы. Даже можно купить участок на Луне. Товаром является и человек, и его физический и умственный труд, и органы его тела. Четвёртым уровнем пирамиды являются деньги, эманации которых пронизывают все нижние уровни вербальной пирамиды и связывают их в единое целое. Но сама по себе идея денег иллюзорна и имеет свою силу до тех пор, пока человек признаёт эту иллюзию за реальность. Пятый уровень вербальной пирамиды – это всевозможные религии, к которым следует отнести и атеизм, пытающиеся объяснить реальность этого мира и его цели. К этому же уровню относятся всевозможные философские идеи, пытающиеся объяснить всю систему мироздания. Шестой уровень – это духовность человека в его истинном стремлении познания реальности Абсолюта. Этот уровень возник не как следствие стремлений человека познать окружающий его мир – он был инициирован Божественным в человечество с целью выполнения его предназначения. И седьмой уровень – это Бог, порождающий из себя Абсолют и поглощающий его, чтобы породить его на следующем витке спирали эволюции совершенства.

Развитие у человека абстрактного мышления начинается с его раннего детства и, практически продолжается в течение всей его жизни. Можно сказать, что человека делает человеком его способность абстрактно мыслить. И этому в значительной мере способствует раннее обучение ребёнка чтению и счёту. Действительно, слова написанные – это символы символов, так как слова, которые мы произносим – это символы или объектов или их взаимоотношений между собой. Не в меньшей мере способствует развитию абстрактного мышления обучение счёту. Особенно развивают способность абстрактно мыслить примеры с одним или двумя неизвестными и примеры, в которых цифры заменены буквами. Развивая способность к абстрактному мышлению очень важно объяснять то, что ребёнок видит по телевидению – не пересказывать, но пояснять скрытую суть содержания фильма. То же самое следует делать и при чтении каких-либо художественных произведений, просматривании картин известных художников, при слушании музыки известных композиторов. В последнем случае следует обращать внимание на те эмоциональные состояния, которые вызывает музыка.