Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПОВЫШАТЬ СВОЮ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ

--

Восприимчивость человека всегда избирательна и во многом соответствует интересам человека. Поэтому, вначале должны сформироваться интересы человека, которые должны быть устойчивыми по своей направленности и постоянными в пределах своих границ. Но это верно только для человека, избравшего духовный путь. Интересами же обывателя, управляют внешние влияния, в связи с этим, его опорой может быть только внешний мир значимостей. Обратите внимание на обстоятельства, в которых живёт обыватель, или точнее, потребитель – они полностью подчиняют интересы человека жажде стяжательства власти, богатства и удовольствий. Такой человек принадлежит миру значимостей и является его своеобразным придатком. Своеобразным потому, что он производит значимости, которые порабощают его, заставляя его, их потреблять. Возникает порочный круг, из которого потребитель самостоятельно выйти не может.

Что же формирует интересы человека? На первом месте здесь стоит психическое существо, которое может быть зрелым и тогда его влияния на сознание человека будет достаточно интенсивным, чтобы формирование мировоззрения и интересов получили определённую направленность. На втором месте находятся внешние влияния, которые оказываются определяющими, если психическое существо не может достаточно интенсивно влиять на формирование мировоззрения человека. К внешним влияниям следует относить те, в которые человек попадает сразу после рождения и дальнейшее его пребывание в семье. (Есть случаи депривации, которые в значительной мере сдерживают развитие интеллекта человека, и отсюда возможности формирования его мировоззрения). Затем идут условия жизни человека в подростковом и юношеском возрасте. И даже в зрелом возрасте под воздействием внешних влияний может меняться и мировоззрение человека, и его интересы.

И, наконец, генетическая предрасположенность человека. Мать, соратница Шри Ауробиндо рассказывала случай, когда богатая французская семья удочерила девочку цыганку (цыгане – выходцы из Индии), которая получила хорошее воспитание и образование, но уже в подростковом возрасте в ней стали проявляться склонности к воровству, от чего избавиться она так и не смогла. Мы можем говорить о склонностях еврейского народа к деловым отношениям и торговле. Когда говорится о национальных чертах того или иного народа, то это в первую очередь связано с генетикой, и только потом с влиянием на формирование личности внешних условий.

Таким образом, на формирование мировоззрения, которое во многом определяет интересы человека, оказывают влияние многие, как внутренние, так и внешние факторы. Отсюда, направленность или избирательность восприимчивости у людей, принадлежащих различным народам, неодинакова.

Шри Ауробиндо сказал, что все возможности у человека должны быть раскрыты. Без сомнения, он не имел в виду, что все возможности должны быть реализованы. Необходимо провести чёткую границу между значимостью ценностей внешнего мира для обывателя, и для человека идущего внутренним путём. Если для обывателя или потребителя значимости внешнего мира являются материальные ценности, власть и удовольствия, то для духовного искателя эти же самые значимости являются средствами его самопознания. Поэтому, потребитель, раскрывая возможности, расширяет свою сферу потребления, а человек, идущий духовным путём, использует раскрывающиеся возможности для воспитания в себе способности к различению, восприимчивости и силы воли, которая нужна ему для самоограничения и удержания равновесия на внутреннем пути. В этом случае всевозможные внешние влияния, удерживающие обывателя через свои соблазны, привязанным к низшей природе материального мира, используются духовными искателями для осознания тех граней своей личности, которые нуждаются в трансформации. При этом тем возможностям, которые содержат в себе низкие вибрации, духовный искатель не позволяет реализовать себя в их динамической части, используя их только в пределах необходимости осознания их влияния. Любые возможности, раскрываясь, требуют для себя «пищи», которую они могут получить только при взаимодействии с внешней реальностью, используя для этого человека, как свой инструмент. И каждый раз, когда эта реализация осуществляется, возможность расширяет свои позиции, и набирает силы для следующей более эффективной реализации.

Позади каждой возможности всего их спектра, представленного в человеке, находятся силы, которые стремятся овладеть человеком и сделать его своим послушным инструментом в этом материальном мире значимостей. И, разумеется, когда духовный искатель осознаёт проявление той или иной возможности и её требование реализации, и в то же время сдерживает её побуждения, то это приводит к агрессии тех сил, которые хотели бы использовать человека для своих целей в этом мире.

Таким образом, степень восприимчивости у различных людей не одинакова и зависит от степени выраженности определенных интересов человека. Большое значение в направленной восприимчивости имеет способность к различению сходных по частоте вибраций возможностей и удержание внимания на исследуемой возможности. И всё это дисциплинируется и направляется мировоззрением человека, имеющим определенную направленность.