СОСТОЯНИЕ, НАМЕРЕНИЕ, ЖЕЛАНИЕ, СТРЕМЛЕНИЕ

Так же, как мировоззрение всегда имеет определенную направленность, так и состояния, в которых может находиться человек, содержат в себе направленность, которую человек может и не осознавать, или же осознавать, но смутно. Сама динамика движения к цели может быть названа стремлением, которое поддерживается энергией желания. Цель, которая содержится в любом состоянии, мы можем назвать намерением, которое знает пути к цели. Но само по себе намерение не действует, в нём нет стремлений и желаний, но есть чёткое знание цели. Это знание можно сравнить с состоянием стрелки компаса, которая, не колеблясь, установилась по направлению к магнитному полюсу Земли. Желание – это отклик в душе желаний, или в витальном теле, состояния намерения.

Каждое состояние в своём центре имеет наибольшую интенсивность, что позволяет человеку или подняться на уровень более высокого состояния, или же опуститься на предыдущую его ступень. Существует спектр состояний, разделенный нулевой линией. Любые состояния ниже этой нулевой линии имеют в своём центре канал, по которому человека, как катапультой выбрасывает в более низкие состояния. В том же случае, когда человек находится в той части спектра состояний, которая находится выше нулевой линии, то, оказавшись в центре этого состояния, человек будет перемещён в более высокое состояние. Можно представить себе спектр состояний человека расположенным между двумя магнитными полюсами. Если поместить точно в центре между ними железный предмет, то он не будет двигаться ни к северному, ни к южному полюсу магнита. Это и есть нулевая линия. Тогда движение к северному полюсу магнита будем считать направлением к положительным состояниям, а в сторону южного – к отрицательным. Но оставим пример с магнитом и рассмотрим структуру состояния человека.

В самом центре состояние выражено максимально интенсивно. И по мере удаления от центра к периферии интенсивность переживания состояния уменьшается. Ступени состояний имеют одну, очень важную особенность – центр положительного состояния предыдущей ступени по своей интенсивности равен по интенсивности состояния периферии следующей, более высокой ступени. То же самое можно сказать и об отрицательных состояниях. Центр негативного состояния на более высокой ступени и периферия более интенсивного негативного состояния, которое может переживаться на ступени предыдущей – будут одинаковы по силе. Поэтому духовный искатель, сконцентрированный на переживании состояния, хочет он этого или нет, постепенно сдвигается к его центру и в результате переходит на следующую ступень или вверх, или вниз, в зависимости от того, было ли это состояние положительным или же отрицательным. В сказках Афанасьева есть такой эпизод, в котором перед солдатом встаёт выбор: если он прыгнет на чёрного барана, то тот его сбросит в более низкий тёмный мир, но если он прыгнет на белого барана, то его выбросит в верхний мир. Возможно, в этой сказке древние волхвы-мудрецы имели в виду именно состояния, на которых фиксируется человек.

На основании сказанного можно подумать, что состояние является пространственным образованием, имеющим центр и периферию. В какой-то мере это так, но главным определителем центра и периферии является интенсивность переживания состояния. Если сознание человека захвачено состоянием, находящимся выше нулевой линии, то для этого состояния будет характерно состояние покоя, благополучия, радости, счастья и т. п., но не состояние удовольствия или удовлетворения. Причём степень выраженности этих состояний может быть неодинаковой. Если же состояние находится в той части спектра, которая находится ниже нулевой линии, то оно всегда будет содержать в себе напряжение, в котором может быть тревога, гнев, агрессия и другие отрицательные эмоции. Эти состояния так же будут не одинаковой степени интенсивности, но в любом случае, концентрация внимания приводит к тому, что человек оказывается в центре интенсивности состояния, что автоматически переводит его или вверх, при положительных состояниях, или вниз – при отрицательных.

В духовной работе стремление, как активный компонент, очень часто, вместо помощи приносит вред. Во внешнем мире, где динамика стремления может привести к желаемому результату, такое направленное усилие оправдано. При внутренней работе более важной является стремление удержания внимания в состоянии осознанной неподвижности, в центре которой для человека открываются пути, ведущие через пелену неведения, к новым знаниям, и путь к ним может не иметь своих пределов. Такое стремление можно назвать статическим, особенностью которого является повышение восприимчивости, что очень важно во внутренней работе.

Желание – это извращённое отражение на витальном плане намерения, которое рождается в истинном сердце. Например, состояние намерения единства на витальном плане может трансформироваться в желание власти, богатства. Но если незамутнённое виталом и эго намерение единства – это стремление к Божественному единству всего сущего, и это будет возвращение от иллюзий разделенности к реальности Божественного принципа существования, то во втором случае это превращается в присвоение, способствующее росту эго.

Желание власти и богатства и намерение, направленное к единству всего сущего – это два полюса реальности нашего мира, необходимые для формирования человеческого совершенства. духовный искатель должен осознанно двигаться от полюса желания к полюсу истинного единства. На духовном пути ничто не отбрасывается, так как всё, что даёт человеку Божественный – имеет определенную цель. Этот проявленный мир с его соблазнами и ценностями, во всех своих мельчайших элементах необходим для внутренней работы духовного искателя. Нет в нём соблазнов, которые только привязывают человека к этому миру, в каждом соблазне есть та его часть, которая указывает направление к Божественному совершенству. Духовный искатель принимает этот мир со всеми его влияниями и ловушками, как Божественную милость, так как только благодаря тому, чем является человек в настоящее время, только благодаря тому, что происходит вокруг него и влияет на него, каким бы привлекательным или агрессивным эти влияния не были, он может использовать их как вехи, указывающие ему направление внутреннего пути к Божественному совершенству.

Когда мы говорим, что Бог совершенен, то имеем в виду только одну сторону реальности. Другая же сторона Божественной реальности скрыта от нас неведением. И даже тогда, когда мы говорим, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим», неведение продолжает скрывать от нас всю полноту Божественного. Бог – это не только совершенство, но другим его полюсом является несовершенство. И только благодаря такой полярности возможно вечное движение от несовершенства к совершенству. Но тогда как понимать идею, что Бог совершенен? Для религиозного ума Бог – это воплощение абсолютного совершенства. Абсолютное совершенство не имеет вектора, ему некуда двигаться, оно уже достигло своей высочайшей точки восхождения, и ему уже не нужна никакая эволюция. Тогда следующим шагом должна быть смерть. Если Бог уже достиг абсолютного совершенства, то все процессы в нём теряют свой смысл и значение. Вечное существование возможно только при вечном восхождении, и оно не возможно при нисхождении, деградации, так как нисхождению всегда есть предел, и только восхождение не имеет его. Божественный не ходит по кругу, снова и снова повторяя реальность Вселенной с её событиями. Он восходит по бесконечной спирали древа жизни, и питают его восхождение корни, погружённые в несовершенство. Божественного можно представить, как прекрасный цветок лотоса, корнями уходящего в илистое дно пруда. Но нельзя отделить корни внизу, от прекрасного цветка вверху. Поэтому, слова из молитвы, данной Иисусом Христом: «…но избавь нас от лукавого…», если бы они однажды реализовались, то человек потерял бы вектор направления, в котором он должен совершенствоваться. Не зная о своих несовершенствах, он осознал бы себя совершенным. Избавление от лукавого, стало бы для него величайшим препятствием на пути к совершенству, так как только «лукавый» может указать нам на наши несовершенства, побуждая их проявиться. При этом если мы сознательны, то такого рода побуждения будут для нас Божественной милостью. Если же мы несознательны, то, проявляясь, наши несовершенства, будут увлекать нас к ещё большим несовершенствам и деградации.

Полярность во Вселенной проявляется во всём. В любых процессах, в любых идеях и даже в пространстве и времени. И всегда, оба полюса направлены друг на друга, потому что один без другого существовать не могут. Полюс совершенства направлен на несовершенство, только для того, чтобы трансформировать его в совершенство, но когда это происходит, полюс совершенства восходит на высоту большую, чем та, на которой он был прежде. В свою очередь, несовершенство имеет вектор, направленный к совершенству, для того, чтобы получить энергию жизни, которой в совершенстве больше, чем в том, что несовершенно. Но это, в конечном счете, приводит к тому, что несовершенное становится более совершенным.

Прошлое и будущее – это так же два полюса, зависящие один от другого и взаимно изменяющие друг друга. Корни будущего в нашем прошлом, питаются содержанием прошлого и раскрываются в прекрасный или безобразный цветок, в зависимости от того, каким было наше прошлое. Всё, что мы считаем настоящим – это место встречи прошлого и будущего. С мгновения настоящего начинается наше прошлое, которое продолжает жить своей жизнью даже тогда, когда оно уже давно забыто.

Прошлое, настоящее и будущее – это реализация единого плана Божественного, который имеет в этой реализации свою цель. Все события, которые были в прошлом, происходят в настоящем, и будут происходить в будущем, существуют изначально, скрытые от человеческого разума пеленой неведения. И только в настоящем времени эта пелена неведения проявляется для осознания человеком, без чего невозможна осознанное взаимодействие с реальностью этого мира.