Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

МОЖЕШЬ ЛИ ПРОСТИТЬ

--

– Я простила своего бывшего мужа, – говорит молодая женщина, – потому что я поняла его. Возможно, он был неволен, поступать со мной иначе.

Что такое простить? Сказать, что я прощаю тебя, и в то же время затаить обиду? По-видимому, слова – это только внешнее проявление прощения. Вероятно, мы должны не только прощать кого-то, но и самих себя. Тогда прощение – это может быть смирение, в котором человек принимает себя и кого-то другого такими, какие они есть, со всеми их недостатками и достоинствами? А если этот жестокий человек уже умер, то можно ли простить его жестокость, принять его таким, каков он был? Когда люди вспоминают события, в которых они переносили страдания по вине какого-то человека, то при этом они  вспоминают себя тех, прошлых, страдающих, которые не могут простить тех, кто причинял им страдания. Возможно, человек сегодняшний простил тех, которых уже нет, но не простил их тот, прошлый, который непосредственно испытывал страдания. Как изменить отношение этого прошлого страдальца к своему обидчику. О том, что вы, – в настоящем времени, возможно, уже не страдаете, но страдаете вы – прошлый – это очевидно. Не на этом ли основана кровная месть, которая исполненная, нейтрализует страдания, которые носил в себе наш прошлый фантом. Разве исполненная кровная месть не несёт удовлетворение тому, кто был когда-то обижен? А может быть обида на несправедливость и возмездие – это плата за долг, потому что любая несправедливость увеличивает карму человека, а карма – это своеобразный долг, за который человек должен расплатиться? Но почему человек должен сам решать вопрос о возмездии, если его судьба и судьба того, кто причинил страдания, определяется Богом? По-видимому, тот, кто следует путями кровной мести, в результате берёт на себя ещё большую карму. Но даже если мы не помышляем о возмездии, но затаили обиду, то это разве не создаёт какие-то элементы кармы? Следовательно, для человека очень важно уметь прощать. Разумеется, одних слов слишком мало. Простить, это не значит, сказать: я прощаю тебя. Это нечто более глубокое. Это, значит, понять того, кто причинил обиду, и понять самого себя обиженного. Но в таких случаях на передний план выходит ум – это он хочет понять, и то, что он понимает, всегда тенденциозно, он всегда всё извращает в свою пользу. Можно стать на место обидчика, но это всё равно не будет объективным. В человеке объективным может быть только его истинное сердце, потому что оно не находится во власти его эго.

Тогда у человека остаётся только один способ простить – это согласиться с тем, что всё делает Бог, и всё, что он делает, имеет определенную цель. Для человека, идущего духовным путём – этот мир является школой, следовательно, и обида, которая была в прошлом и ещё какие-то проблемы – это всё только уроки, позволяющие человеку что-то понять в самом себе, чтобы в дальнейшем изменить. И тогда человек, обидевший нас - делал это, сам не ведая, для того, чтобы мы были более совершенными, более сознательными. Так как всё – есть Бог, то для духовного искателя любые события, какой бы оттенок они не носили, являются уроками, каждый из которых чему-то его учит.