ЧТЕНИЕ И ЗРЕЛИЩА

Чтение способно вводить человека в мир абстракций, в миры запредельного, создавать мосты, ведущие в невыразимое. В то же время зрелища создаются из элементов этого мира, и поэтому привязывают человека к низшей витальной природе и к материальным ценностям  окружающего мира. Слова – это только символы реальности и в то же время они имеют позади себя смысл, который может уходить в запредельное, или же иметь прямое отношение к проявленному материальному миру. И в этом отношении слова, сказанные и слова написанные, имеют значительные отличия. Понимание любых абстракций, будут ли это слова или же какие-либо другие символы, идет не с одинаковой скоростью у различных людей. И когда мы слышим речь другого человека или же её запись на каком-либо носителе, то многое из того, что мы слышим, мы не успеваем осмыслить, так как не имеем возможности остановиться на отдельных местах, которые для нас имеют определенное значение или же требуют более глубокого понимания. Мы вынуждены следовать за потоком речи и её ритмам. То же самое происходит, когда мы смотрим какие-либо фильмы. В этих случаях некоторые элементы того, что мы слушаем или смотрим, уходят в наше подсознание не осмысленные нами, и накапливаясь там, могут оттуда влиять на наше отношение и к миру и к самим себе. При слушании речи, или при просмотре фильма в наше подсознание уходит общая идея, очень часто не понятая умом, и если она повторяется в других звуковых или зрительных сообщениях, то накапливается и в дальнейшем формирует определенное мнение, ради которого, возможно и были эта речь или же зрелище. И есть еще одна особенность – когда мы слушаем какие-либо передачи или смотрим фильмы, то материал, который адресован слушателю или зрителю уже прошел через индивидуальное отношение к материалу диктора или режиссера, что подчеркивается интонацией голоса, или же определенными сюжетами фильма. Нам как бы навязывают определенное мнение к содержанию материала.   Все выглядит иначе, когда человек читает. Сама по себе скорость чтения одного и того же текста не бывает одинаковой в зависимости от смысловой нагрузки текста и, читая, человек может замедлить процесс чтения или даже остановиться, чтобы понять прочитанное, что уменьшает возможность неосознаваемого внушения. Но возможность внушения все же остается, и это происходит чаще в тех случаях, когда автор вызывает у человека доверие. А если у читателя нет своего мнения или знания по какому-либо вопросу, то внушаемость в этой области может быть достаточно высокой.

Есть еще одна очень важная особенность в отличиях чтения от прослушивания или же от просматривания. Центр чтения находится у человека в левом полушарии рядом с лобными отделами мозга, ответственными за логику и интеллект человека, и когда человек читает, используя абстрактные символы, то лобные отделы его мозга находятся в состояния повышенной активности. В то же время, если человек слушает, то речь он при этом воспринимает височными отделами мозга, а если смотрит, то изображения фильма или же какой-либо эстрады он воспринимает затылочными отделами мозга. Вокруг активных частей головного мозга всегда возникает зона торможения и, поэтому речь, которую человек слушает, или же фильм, который он смотрит, не подвергаются достаточной логической обработке, как это бывает при чтении. Таким образом, можно с большой уверенностью утверждать, что чтение в большей степени способствуют развитию интеллекта, чем какие-то другие пути получения информации.

Но и при чтении человек не защищен от разрушительных всевозможных идей и, поэтому, читая различный бульварный мусор, он постепенно уподобляется тому, что он читает. Человек может выбирать для себя необходимые книги, и в то же время он не властен над тем, что показывают ему по телевидению, а общая идея того, чем кормит народ наше телевидение, одна и та же. Современные идеологи привязывают интересы зрителей только к материальным интересам и потреблению – потреблению товаров и удовольствий. Этим достигается простая цель – человек, находящийся под гипнозом телевиденья, теряет интерес к духовному развитию и стремительно деградирует, если не прикладывает усилия по осознанию того, что видит в транслируемых передачах. Но книгу надо читать, прикладывая собственные усилия, а телевизор показывает сам, стимулируя лень души и порабощая волю к осознанию происходящего.