ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

 

Уже тысячи лет философы не могут окончательно решить вопрос, что первично сознание или материя. Материалисты считают первичной материю, поэтому «Труд создал человека». Идеалисты утверждают, что сознание первично и, следовательно, материя – это нечто производное сознания. Но что такое материя? Объективная реальность, данная нам в ощущениях и существующая независимо от нас? Что все живые существа и, соответственно, мы, люди, только отражаем в своих восприятиях ту реальность, которая существует вокруг нас, в том числе и самих себя? Но может быть материя и сознание неразделимы и нет в них ни тех частей, которые первичны, ни тех, которые мы считаем вторичными. Тогда эволюцию Вселенной мы можем понимать, как эволюцию сознания, которое в проявленной его части мы называем материей.

Действительно, такой материи, какой мы её воспринимаем, не существует, потому что она не имеет тех качеств, которые мы находим в проявленном материальном мире. Во вселенной существует только энергия-сознание, которое проявляет себя в бесконечно малых вихрях субатомных частиц, и в бесконечно больших вихрях галактик и чёрных дыр. Абсолютно все качества, создающие бесконечное разнообразие мира, в котором мы живём, субъективны и реально не существуют. Есть только взаимодействие энергий в точках их соприкосновения и осознание результатов этого взаимодействия, которое и создаёт объективную реальность этого мира. Рассмотрим это утверждение внимательнее.

Все объекты Вселенной от микромира, до мегамира – это только вихри энергии, определенным образом взаимодействующие друг с другом. Каждый из этих объектов, как бы малым или великим он ни был, излучает в окружающее его пространство соответствующие вибрации. Это будет понятнее, если мы сравним вибрации с радиоволнами, различной частоты. Эти вибрации, проникая в воспринимающие органы живых организмов, осознаются ими как качества. За пределами восприятия, этих качеств не существует. На самом деле потоки вибраций самых различных частот не только пронизывают всю вселенную, но и объединяют её в одно целое. Если энергия материальна, а сознание присуще энергии, то вселенная сознательна изначально, и не имеет никакого смысла спорить философам о первичности материи или сознания. Их можно сравнить с тремя слепыми, которые исследовали слона. Но так как ни один из них не видел слона целиком, то исследовал только доступную ему часть. Потом, они могли спорить друг с другом до хрипоты по поводу того, что такое слон.

Таким образом, наш внутренний приёмник, подобно телевизионному приёмнику, который радиоволны превращает в изображения и звуки, превращает вибрации внешнего мира в определенные качества. И тогда мы видим зелёные листья деревьев или травы, хотя атомы, из которых они состоят, не бывают зелёными; мы ощущаем запах цветов, хотя в реальности, вибрации, излучаемые ими, не пахнут. И можно продолжать говорить на эту тему и дальше, но всё это сведётся к одному: мир совсем не такой, каким мы его воспринимаем.

Тогда можно сказать, что люди подобно приёмникам, способны принимать определенные части спектра частот реальности этого мира, и то, что они способны воспринимать, они называют проявленным миром, или проявленной реальностью мира, а то, что за пределами возможности их восприятия – это для них мир не проявленный. Но человек воспринимает реальность этого мира благодаря созвучию с ним. Следовательно, та часть мира, которую человек называет проявленной, вибрирует с ним на одной частоте. Но самым поразительным в восприятии мира является то, что все люди одинаково, за редким исключением, воспринимают этот мир. Спектр восприятия животных где-то пересекается со спектром восприятия человека, отсюда у них во многих чертах сходное восприятие реальности этого мира. Таким образом, приёмники всех человеческих существ, и не только человеческих, настроены на одну и ту же программу восприятия, что позволяет им воспринимать этот мир как нечто определённое и в какой-то мере неизменное. Все люди видят этот мир одинаково, благодаря чему для них возможно не только взаимодействие с этим миром сообща, но и взаимодействие друг с другом. И ещё интересный факт: в человеческие программы восприятия заложены эталоны прекрасного и безобразного, гармоничного и дисгармоничного, опасного и безопасного и ещё множество других программ, без которых существование человека было бы существенно затруднено.

Отсюда, невольно напрашиваются греховные мысли, что творение мироздания так красочно описанное в Ветхом завете, в первой книге Пятикнижия Моисеева, или Торе – не более как миф, красивая сказка, но в этой сказке есть и доля правды. Ветхозаветный бог, творивший этот мир в течение шести дней, сам был запрограммирован, так как воспринимал этот мир во всём его красочном качественном разнообразии. И, кроме того, в него уже были вложены оценочные программы, благодаря которым «…И увидел бог, что это хорошо».

Но, тем не менее, мы не можем избежать идеи творения. О том, что мир не мог возникнуть непроизвольно, случайно, свидетельствуют многочисленные исследования, генетиков, биологов, археологов и математиков. Сложность генетического аппарата живых существ настолько высока, что потребовалось бы неисчислимое число лет, в котором более сотни нулей, чтобы за этот срок однажды могла случайно зародиться жизнь. Но она не только зародилась, за очень короткий по космическим масштабам, срок, но и гигантскими темпами пошла по пути усложнения форм жизни на Земле. Причем, человеке она достигла такого уровня, при котором жизнь получила возможность осознавать самую себя. Можно с уверенностью говорить, что эволюция на Земле шла по пути не эволюции жизни, а эволюции сознания. И, наконец, в человеке этот этап завершён. Человек способен осознавать самого себя и своё предназначение на Земле. Следовательно, с человека должен начаться новый виток эволюции.

Шри Ауробиндо сказал, что Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим. Кем, «Этим»? Этой материальной энергетической сознательной субстанцией? Но эта субстанция всегда была сознательна, так как сознание изначально присуще энергии и, поэтому, Бог – вечен. Следовательно, Бог принял определенную энергетическую структуру, или структуры жизни, бесчисленные её формы. Но и этого слишком мало. Необходимо для эволюции сознания новый тип восприятия, при котором бесчисленные формы жизни приобрели бы проявленность, и для этого Богом во все живые существа была вставлена программа, трансформирующая вибрации в качества. И для всех живых существ мироздание вспыхнуло всевозможными красками, звуками, запахами и другими качествами, которых реально не существует, но которые воспринимаются, как реальные. Это можно сравнить с Гриффином, из произведения Уэллса «Человек невидимка», если его выкрасить в телесный цвет, то он станет проявленным, как и все остальные люди. Тогда можно сказать, что человек, воспринимая вибрации излучений мира, проявляет его, что даёт ему возможность взаимодействовать с окружающей его реальностью. В действительности, реальность мира тех качеств, которые мы воспринимаем, не имеет.

Споры о структуре и началах вселенной не только не утихают, но с новыми открытиями в квантовой физике разгораются с новой силой. И причину этого спора понять не трудно, так как современная квантовая физика подошла к рубежу, за пределом которого стирается грань между наукой и мистикой. И если крайние положения основного вопроса философии находят своё примирение в современных исследованиях квантовых физиков и индийских мистиков, то значительно труднее решается вопрос иллюзии и реальности. Здесь мы рассмотрели иллюзии восприятия и пришли к выводу, что все люди воспринимают реальность приблизительно одинаково, и конечно же, это вызвало у нас вопрос: для чего это было нужно Богу. Если всё в мире не случайно, то общая программа восприятия реальности этого мира так же не случайна. Тем более что в программы восприятия реальности этого мира были включены и оценки иллюзорных качеств внешних объектов.

Но и это далеко не всё. Человеку дана способность осознавать различные внутренние состояния, возникающие не только в ответ на внешние влияния, источник которых человек может осознать, но и на влияния тех уровней реальности, которые не воспринимаются его органами чувств. Ничто человеку не дано просто так, всё имеет определенную цель. И если Бог дал человеку такую возможность, то, следовательно, она необходима ему. Кому, ему? Богу или человеку? Конечно, Богу, так как всё есть Бог. И даже тогда, когда мы рассматриваем человека как нечто самостоятельное, индивидуальное, мы помним, что только неведение отделяет человека от Бога. Да и само по себе неведение Бог создал так, что при определенных обстоятельствах, человек может преодолеть его и выйти за его пределы. В действительности, неведение человека – это средство, используя которое человек может стать более совершенным, чем он есть в настоящее время. И в то же время неведение имеет и другую задачу – оно скрывает от человека его собственное совершенство, которое он может достичь, используя направленные усилия.

Человек – универсальное существо, и, конечно же, в эволюционирующей вселенной эта его универсальность не должна служить его собственным амбициям и животным склонностям. Всё во Вселенной должно служить одной Божественной цели и соответствовать ей, потому что всё есть Бог.