Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СЕКРЕТЫ ВНИМАНИЯ

--

Внимание может быть активным и пассивным, сфокусированным и расфокусированным, но что управляет направленностью внимания? Почему в одних случаях внимание неустойчивое, а в других устойчивое? И есть еще третий вопрос: почему при расфокусированном внимании замолкает ум? Активное или намеренное внимание управляется изнутри и позади него всегда стоит определенный интерес. При этом для удержания внимания требуется необходимое усилие воли, так как тот объект, на котором человек удерживает свое внимание, не имеет достаточно высокой привлекательности. Все части человеческого существа нуждаются в пище. Физическое тело в физической пище, витальное – в витальной, ментальное – в ментальной, а его истинная часть – в духовной пище. Причем, каждая из частей человеческого существа нуждаются в целом спектре пищи. Например, физическое тело может испытывать голод, утолив который, человек испытывает чувство сытости, но может быть голод вкусовой, обонятельный, зрительный и т.д. На витальном уровне может быть голод сексуальный, который так же имеет свой спектр от самого низшего и грубого и до высочайшего. При эмоциональном голоде – от грубых и низких эмоций до высочайших состояний самопожертвования. На ментальном уровне голод проявляется в стремлении познавать мир и структурировать его в соответствие со своими ментальными принципами. И в этом случае мы так же видим целый спектр интересов, от грубых и примитивных, касающихся обустройства только своего собственного благополучия, и до познания глубочайших и высочайших сфер материального мира. На духовном уровне – стремление к познанию запредельного, которое в низшей части спектра проявляется в жажде познания оккультной сферы, с целью раскрытия в себе способностей, повышающих значимость, и до полной сдачи себя Божественному.

Позади всех этих частей, требующих для себя специфической пищи, имеется единая для их всех энергия, благодаря которой человек может раскрыться как гармоническое существо. Но для того, чтобы это произошло, необходимы как внешние, так и внутренние усилия. Под внешними усилиями здесь понимаются усилия окружающего человека мира, который всевозможными способами пытается удержать человека в зависимости от себя и для этого использует пассивное внимание человека. Обычно пассивное внимание преобладает над активным в тех случаях, когда человек имеет бедную внутреннюю жизнь и примитивные интересы, касающиеся только его личной персоны. Это одна из причин, почему мы так редко встречаем в этом мире гармонично развитых людей. И, кроме того, в материальном мире очень активно действует принцип рождественского гуся – человечество насильно кормят той пищей, на физическом, витальном и ментальном уровнях, которая насыщает только самые низшие части спектра его потребностей. И это делается постоянно, настойчиво, не взирая ни на какие протесты. При этом намеренно изымается все, что может питать все более высокое в человеке. В результате та энергия, которая могла быть использована для гармоничного развития человека, направляется на раскрытие в нем самых низких частей его возможностей. Низшие силы, используя для этого определенную категорию людей, ведут неустанную охоту за человеческим вниманием. Они знают, что тот, кто владеет человеческим вниманием, тот владеет человеком и, следовательно, владеет Землей. Через вещи, через иллюзию богатства и славы, или хотя бы значимости, темные силы улавливают внимание человека и привязывают его к низшей части спектра потребностей. И однажды может наступить время, когда вся энергия, необходимая для гармоничного развития человека, будет направлена на удовлетворение самых низких материальных, витальных и ментальных потребностей, и тогда человек разумный превратится в человека потребляющего. И он становится своеобразным наркоманом, потому что испытывает удовольствие только в период потребления, а некоторое время спустя чувство удовольствия проходит и человек нуждается в новой порции допинга – он снова должен потреблять. Но это не составляет для него проблем, были бы деньги. И тогда человек попадает в ловушку рабства. Он должен много работать, без чего он не может постоянно насыщать свой потребительский голод. Для пассивного внимания, которое удерживается внешним миром, характерны две особенности – воля человека при этом находится в пассивном состоянии и в связи с этим постепенно слабеет и, кроме того, львиную долю энергии, которая предназначена для гармоничного развития личности человека, захватывает внешний мир. Все это ведет к тому, что человек постепенно становится манкуртом или примитивным рабочим скотом.

Одной из особенностей человеческого внимания, за которым охотятся силы низших миров, является его точечная фиксация. Человек, рассматривая какой-либо объект, последовательно фиксирует свое внимание на определенных точках, и ясно видит только точки фиксации своего внимания и менее ясно воспринимает периферию всего поля зрения. Такой способ восприятия адекватен только проявленному миру, но однажды человек может стать на духовный путь, ведущий в запредельное, когда точечное внимание может оказаться непригодным для осознания непроявленной реальности. И тогда человек должен раскрыть в себе способности удерживать внимание расфокусированным. Эта необходимость связана с тем, что непроявленное рассыпается, когда на нем фокусируется сознание. Расфокусированное внимание всегда  соприкасается с непроявленным, которое невозможно осознать при помощи внешнего внимания. Например, человек, не умеющий удерживать свое сознание расфокусированным, не может быть успешным в медитации, он не сможет остановить свой ум, не сможет привести в состояние равновесия свой витал и не сможет осознать свой физический ум или соприкоснуться с сознанием клеток. Но, конечно же, позади любой разновидности внимания должно быть неподвижное состояние свидетеля.