Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ

--

Информация – это одежда знаний, которая, конечно же, не может точно соответствовать знаниям, которые она определяет. Именно это является существования синонимов, описывающих отдельные грани одного и того же знания. Иногда информация бывает подобна маскам, скрывающим истинные знания.

Знания имеют свою статику и динамику. Динамика знаний – это план, определяющий направления реализации намерения, или же его процесс. Но тогда информация, даже правильно отражающая реальность этого мира, может скрывать намерение, не соответствующее этой информации! Например, Сергей Кургинян – политолог, разъясняет своим слушателям действительную ситуацию в России и предлагает им объединяться в кружки единомышленников. Он даже готов сам приезжать в те объединения, которые нуждаются в его консультациях, и помогать им. Что эта работа в настоящее время крайне необходима, если мы – русские любим свою родину, и хотим, чтобы Россия продолжала существовать и в будущем. Но Сергей Кургинян здесь выступает в роли попа Гапона – провокатора и предателя. Ложь особенно опасна, когда она выглядит как правда, а это бывает, когда она одевается в информационную одежду правды. Важно, чтобы люди уже прежде знали эту правду – тогда они легко ловятся на эту наживку. То же самое делают рыбаки, когда на крючок насаживают наживку. Рыбка видит или червячка или опарыша, но это только маска, за которой скрыто истинное намерение. Рыбка предполагает, что её действительно угощают вкусной едой, не ведая того, что у рыбака намерение совсем другое. Но это намерение скрыто от рыбки вкусной приманкой. Продолжим рассматривать пример с Сергеем Кургиняном, чтобы понять, с какой целью он всё это говорит. В современной России существует вертикаль власти, которая утверждается кремлём и подотчётна ему. И существует вертикаль силы – ФСБ и с марта этого года – полиция. Если представить себе государство в виде холма, на вершине которого находятся основные властные структуры, защищённые от народа силовыми структурами и судами, то выступление таких людей как Сергей Кургинян, Геннадий Зюганов, Жириновский и др. специально провоцируют слушателей, вызывая у них определенные эмоциональные состояния, связанные с патриотизмом и любовью к своему народу. Ну действительно, какому народу не хочется, чтобы его государство было сильным, и если он патриот, то не может не переживать за свою страну. И когда эти провокаторы, даже по телевидению, говорят о необходимости консолидации, так как этого требуют обстоятельства в России, то люди начинают объединяться, и прежде непроявленные лидеры становятся очевидными для властных и силовых структур, что незамедлительно активизирует русскую 282 статью закона. Разумеется, где-то скрыто формируется противостояние разрушителям России, и слава Богу, что об этом мы ничего не знаем, значит не знают и те, которые боятся потерять свою власть в России. Всему своё время. Этот пример показал, что внешне патриотические выступления оплачиваемых политических говорунов выглядят очень привлекательно, как сыр в мышеловке, и тогда понятно, почему Душенова, Квачкова, Мироновых сажают в тюрьму, а этих политиков очень даже неплохо кормят, несмотря на то, что они даже приглашают организоваться патриотам и предлагают свою помощь в этом?

Таким образом, информация – это указатель направления в котором можно встретить знания, но она же может человека вводить в заблуждение и уводить его на пути, ведущие к его гибели. Заметьте, все социальные движения в мире, все революции и войны начинались с потоков информации, ориентирующей внимание народов и их активность в определенном направлении. Следовательно, те, кто имеет возможность создавать и управлять потоками информации, будут править миром. В наше прагматическое время, в котором всё покупается и продаётся, можно быть уверенным в том, что те, кто сосредоточил в своих руках деньги – правят миром.

Информация – точно мыльная пена покрывает реальность этого мира, проникает во все щели и структуры вплоть до субатомного уровня. Но нас интересует информация, которая формирует социально-психологическое мировоззрение человека, и здесь мы встречаемся с различными её уровнями. Есть витальный уровень информации, определяющий всевозможные витальные проявления человека и есть ментальный уровень, который определяет логику взаимоотношений, последовательность взаимодействий и значение объекта, и смысл происходящего между объектами.

Слова – это только символы, определяющие смысл чего-либо или намерение. Сами по себе слова точно скорлупа – не имеют никакого значения. Если позади слова нет чувства или образа, то для человека они перестают быть понятными. Но тогда, говорящий человек совсем не обязательно должен заполнять слова смыслом или чувством, которые могут быть отражением знаний, тот, кто слушает, сам заполнит слова тем чувством или смыслом, которые известны ему из его собственного опыта. Очень часто бывают несовпадения в заполненности смыслом слов говорящего и слушающего. Один из них заполняет свои слова одним смыслом, но тот, кто его слушает, эти же самые слова заполняет другим смыслом, исходя из своего опыта. Передаются только слова, символы, образы, которые позади себя наполнены определенным смыслом. Например, в одном из выступлений на дальнем востоке президент России сказал, что «Мы жить стали лучше» и из зала послышалась реплика: «мы рады за вас». Слова, не имеющие заполнения, не имеют смысла. Попробуйте произнести слово бу-ма-га, вслушиваясь в звучание слогов этого слова. Так как ваше внимание будет сосредоточено только на звучании символов, то смысл этого слова не будет восприниматься, и не возникнет соответствующий образ, т. е. информационная оболочка есть, а содержания – нет, и информация исчезает. Когда один человек слушает речь другого человека, то восприятие речи обычно идёт на двух уровнях – один из них - поверхностный, на котором находятся символы, например, слова, другой более глубокий, содержащий в себе смысл слов или даже намерение действовать. Но если бы это было действительно так, то среди людей не было бы лжи, насилия и всевозможных извращений.

В действительности с внешним миром каждый человек встречается внутри себя самого. Можно сказать, что внешний мир играет на струнах человека и если внешний звук не созвучен внутреннему, то для человека такая информация не понятна. Если внешние влияния, неважно, в какой форме они будут происходить, близки по частоте вибраций внутреннему опыту человека, то воспринимающий человек заполнит информацию, идущую извне каким-то своим содержанием. Например, гимн – интернационал - содержит в себе такие слова: «…Мы наш, мы новый мир построим…». Чей «наш»? Те, которые стремятся к абсолютной власти, считают, что они построят новый мир, удобный для себя. Народ же, руками которого делаются революции, считает, что этот «новый мир» будет принадлежать ему. Люди всегда считали, что после революций, как им и обещали делатели революций, они будут жить лучше, но всегда получалось так, что лучше жить становилось только тем, кто организовывал революцию, а народу всегда было хуже. Но нет правил без исключений и чтобы освободить страну от тех, которые делят её, как собственный пирог, не считаясь с теми народами, которым этот пирог по закону принадлежит, то от них так же можно освободиться только при помощи революции.

Информация интересна ещё и тем, что каждое слово в ней, каждый символ имеет много смыслов, которые иногда незначительно отличаются один от другого. И каждый человек, в зависимости от своего опыта, в одно и то же слово или символ вкладывает свой смысл. В действительности, синонимов не бывает, есть смысловые поля, грани которых определяются на уровне информации различными словами. Но эти поля так же имеют свой смысловой спектр, каждая часть которого определяется своим словом.

В свою очередь смысловые поля объединяются в смысловые потоки, а те в свою очередь сливаются в реки, текущие к своим смысловым морям. Но в этом случае мы говорим уже об идеях, из которых складывается мозаика мировоззрения отдельного человека. Таким образом, каждый человек воспринимает свою вселенную, которая в какой-то мере похожа на вселенные других людей, что позволяет людям понимать друг друга и даже строить человеческие цивилизации. Это одна из причин, почему различные историки пишут различные истории одного и того же государства или народа, а различные биографы – различные биографии одного и того же человека.

Мировоззрение человека – это своеобразная призма, в которой преломляется реальность этого мира, приобретая индивидуальные особенности, характерные для каждого человека. Отсюда можно сделать вывод, что каждый человек на Земле отражает какую-то грань этого мира, и каждое живое существо на Земле, является своеобразной проекцией одной из бесчисленных граней реальности этого мира. Следовательно, всевозможные мнения, которые высказывают различные люди, не менее справедливы, чем мнения наши. Просто каждый человек живёт в своей вселенной и соответствует ей. Для понимания сказанного, здесь как нельзя более, подходит притча о трёх слепых, которые исследовали слона, после чего каждый из них сделал своё заключение, – что такое слон. Для духовного искателя очень важно помнить, что бесчисленное количество мнений, даже тех, которые намеренно вводят людей в заблуждение, – это индивидуальные отражения реальности нашего мира, и каждое мнение содержит в себе информацию о действительной реальности этого мира. Правда, эта реальность может находиться не там, где её указывают, и иметь другие цели, но это другой вопрос.

Информация объединяет людей в социальное сообщество и в то же время концентрирует их внимание на тех объектах, на которые она указывает. Одновременно она определяет значение объекта, на котором концентрировано внимание человека. И чем интенсивнее поток информации захватывает человека, тем в большей степени концентрируется его сознание на тех объектах, на которые ему указывает эта информация. Такими объектами могут быть какие-либо идеи, принципы бытия, отношение к определенным аспектам реальности этого мира. И чем длительнее концентрируется внимание человека, тем объект, на котором концентрируется это внимание, становится для человека все более значимым, растёт, заслоняя собой все остальные объекты. И тогда человек становится зависимым существом, например, шопоголиком, властоголиком, игроманом, фанатиком какой-то идеи и т. п. Это можно сравнить с деревом, которое стало расти в один сучёк. В некоторых случаях такие зависимости могут быть полезны, как для отдельного человека, так и для человеческого общества. И очень не плохо, если человек, избравший для себя внутренний путь, станет фанатиком в своей работе на этом пути. Но может быть опасной какая-либо деструктивная идея, ставшая центром мировоззрения человека. Опасность состоит в том, что полная захваченность человека превращает его сознание в обслуживающий орган того, что захватило человека. Тогда в центре мировоззрения человека находится то, что захватило его и сделало его зависимым, а все остальные части сознания и ума человека направлены только на обслуживание этой центральной части.

В такого рода захваченностях и зависимостях есть одна очень важная особенность – то, что находится в центре мировоззрения определяет уровень необходимого развития человека. Происходит его своеобразная специализация, при которой  развиваются одни возможности и закрываются другие. Например, у игромана, прежде имевшего большие музыкальные способности, эти способности могут совсем закрыться, но на смену им раскроются те, которые необходимы для его игровых пристрастий. То же самое можно сказать и о психологии потребителя, о психологических особенностях многих бизнесменом и о тех, которые безудержно стремятся к власти. Всё это категории людей, которые растут в сучок. А с чем можно сравнить человека, который избрал для себя внутренний путь, который стал для него смыслом его жизни. Он тоже растёт в сучок, но этой ветвью является вершина дерева, которая в этом случае может дорасти до неба.

Информация для внешнего и внутреннего путей одна и та же, но для внешних путей используется только её внешняя часть, её оболочка, а для внутреннего пути – её глубинный смысл. И в зависимости от того, какой путь избран, в человеческих целях всё радикально меняется. На внешнем пути усилия направляются на достижения внешней материальной цели и человек все свои стремления, всю свою волю направляет на то, что принесет ему необходимый эффект для достижения цели. Человек при этом преодолевает внешние препятствия, он как бы проламывает стены, чтобы добраться до желанной цели. Всё выглядит совершенно иначе, когда мы идём внутренним путём. Целью этого пути является служение Божественному, при котором человек полностью отказывается от значимостей внешнего мира, и свои усилия направляет не на достижения какой-либо цели, которая маячит где-то впереди, а на самом пути. Путь, который не имеет конца, не может иметь где-то впереди цель. Если есть цель, то это не Божественный путь, и он может быть успешным только в этом проявленном материальном мире. Внутренний же путь не имеет внешней цели, или точнее, целью внутреннего пути является сам путь. И ещё одна важная особенность внутреннего пути – на нём духовный искатель не получает вознаграждение за свои усилия, что характерно для внешнего пути, но если вознаграждение всё же случается, то это не следует считать вознаграждением, так как это – божественная милость. Есть ещё одно важное отличие внутреннего пути от пути внешнего. На внешнем пути человек развивает бурную деятельность, если хочет быть успешным. При этом привлекает как можно больше различных внешних обстоятельств, которые могут способствовать его успеху. На внутреннем же пути человек должен делать нечто противоположное – он должен стремиться к максимально полной внутренней неподвижности, покою, и отстраняться от всего, что может их нарушить.

Есть ещё одна важная особенность, отличающая внутренний путь от пути внешнего: на внутренний путь становятся только те, кто способен пожертвовать не только ценностями внешнего мира, но и его принципами, и его методами. Человек, идущий внутренним путём, никогда нечего не будет требовать от Божественного, потому что он, будучи искренним, знает, что для выполнения его духовного предназначения Божественный даёт всё необходимое, даже его болезни, его несчастья и его падения. Человеческиё ум и человеческое эго могут восставать против принципов, необходимых на внутреннем пути, потому что этот путь не понятен им. Они будут пытаться настаивать на тех принципах, которые хороши для внешней успешности, при которых они могут руководить человеком, как знатоки внешней реальности. В этот период, когда человек стоит перед выбором, какой путь избрать – внешний или внутренний, ум и эго найдут множество аргументов, чтобы не потерять свои лидирующие позиции. Они будут настаивать на активных усилиях, как необходимости для достижения успеха, не ведая того, что внутренние усилия имеют совершенно другое направление. На внутреннем пути духовный искатель прилагает свою волю, чтобы освободиться от зависимостей, привязывающих его к низшей природы и к ценностям материального мира. Человек как бы стремиться освободиться от балласта, привязывающего его к материальному миру. Он не прилагает усилия, чтобы преодолеть препятствия, как это делают легкоатлеты при беге с барьерами, он освобождается от всего лишнего, что мешает ему бежать налегке и каждый барьер для него – это средство, помогающее ему освобождаться от балласта. И у духовного искателя нет финиша, и у него нет соперников, потому что на внутреннем пути у каждого человека своя дорожка, своя тропа, по которой никто прежде не ходил. Даже учитель не может проторить своему ученику след, который бы облегчил ему работу. Но учитель, используя информацию может передать ученику знания о том направлении, которого должен ученик придерживаться, рассказать о трудностях, которые могут возникнуть на пути ученика и указать средства, при помощи которых ученик может преодолеть их.

На духовном пути нет первых и последних. Трудности на этом пути даются каждому ученику индивидуально, соразмерно его возможностям. Работу человека на внутреннем пути можно сравнить с работой спортсмена, когда тренер только рассказывает и объясняет спортсмену, что и как он должен делать и ничего не делает за него.

Таким образом, работа на внутреннем пути теснейшим образом связана с информацией, без которой ученику иногда невозможно выбрать правильное направление своего пути. В этом случае, ученик используя информацию, которую ему даёт учитель и свою волю, чтобы следовать своим индивидуальным путем, через внутренний получает знания. И нет другого способа на внутреннем пути. Вспомним Патриса – ближайшего помощника Сатпрема, который много лет был рядом с ним и так и не получил просветление. То же самое мы можем сказать о ранних годах Сатпрема, когда он жил в ашраме и просил Мать, чтобы она помогла ему получить просветление, но получил он его значительно позже того времени, когда Мать уже оставила своё тело.