Статика и динамика в духовной работе

При выполнении каких-либо внешних действий внимание человека последовательно перемещается от одной операции к другой, чтобы результат этих действий соответствовал внутреннему образу. В течение всей человеческой жизни внимание человека постоянно переходит от одного объекта к другому, что очень важно для поддержания "внутренней вселенной" в состоянии готовности при взаимодействии с внешним миром. При этом происходит постоянный обмен информацией между внутренней вселенной человека и конкретными внешними обстоятельствами. Это важно еще и потому, что без такого рода сопоставления объектов внутренней вселенной и внешней реальности, в которой находится человек, станут для него чуждыми. Он перестанет узнавать прежде знакомые места, людей и может даже заблудиться. И это имеет значение не только в отношении внешних обстоятельств, но и самого себя. Человек только тогда воспринимает свое тело привычным для себя, когда происходит постоянный обмен между внутренней моделью тела и внешними его данными. В противном случае происходит нарушение схемы тела, когда он не узнает себя или же чувствует, что некоторые части его тела находятся не на своем месте. Например, может утверждать, что у него руки находятся не там, где им следует быть.

Когда происходит постоянный взаимообмен внутренней вселенной человека с внешними обстоятельствами, человек не может не быть зависимым от окружающего его мира. В период полной зависимости от внешнего мира для человека невозможна какая-либо духовная работа, потому что сознание человека полностью фиксировано на внешнем мире, в то время как усилия, которые прилагает человек на внутреннем пути, всегда направлены за пределы этого мира. И уже первые шаги в трансцендентное, направлены на формирование "свидетеля". Рост "свидетеля" в человеке возможен только в результате практики отстраненности. В этой работе человек постоянно стремится к осознанию любой своей активности, на каком бы уровне она ни происходила – на физическом, витальном или ментальном. В результате постоянных усилий в этом направлении внутренний "свидетель" человека становится полностью независимым от внешней части человеческого существа, которая прежде была под полным контролем низшей природы. При этом ценности материального мира получают совершенно другую значимость. С одной стороны человек осознает их необходимость для существования в этом мире, а с другой – понимает значение этих ценностей для духовной работы. Понимание необходимости человеком, живущим интересами материального мира и духовным искателем не может быть одинаковым, так как для человека, живущего обычной жизнью, необходимость не имеет пределов и определяется его все возрастающими аппетитами. В то же время для человека, идущего духовным путем, необходимость – это реализация на материальном плане потребности в умеренных пределах, в которых нет излишества. В свою очередь, отношение к ценностям материального мира для людей, живущих его интересами и для тех, которые идут духовным путем – несопоставимо. Для человека, интересы которого сосредоточены на материальных ценностях, смысл жизни заключен в самих ценностях. Это одна из причин его стремления к материальному пресыщению. Тот же, кто избрал для себя духовный путь, видит материальные ценности, как соблазны, которые вызывают созвучные им вибрации в самом человеке и этим самым привязывают его к себе. Это совсем не значит что духовный искатель отказывается от того, что люди называют материальными ценностями. Совсем нет, но он отказывается от привязанностей к ним. Он стремится к свободе от всего, что может привязать его к этому миру, так как путь к Божественной истине ведет за его пределы, но для этого, еще раз повторяю, необходимо сформировать "свидетеля".

Когда люди пытаются сформировать в себе "свидетеля", то при этом происходит своеобразное его восхождение. Человек как бы проходит в своей работе серию "свидетелей", каждый из которых соответствует ближайшему намерению человека, и каждый из которых располагается выше предыдущего. Например, человек может осознавать движения своего тела во время ходьбы или при выполнении какой-либо работы. В этом случае осознающий "свидетель" может формироваться в витальном уме. Если же человек решил осознавать различного рода витальные движения своего существа, то свидетель должен быть на более высоком уровне, в этом случае в его ментале. Этот "свидетель" может свидетельствовать все, что расположено ниже его. В том случае, когда человек начинает изучать свой ум и для этой цели погружается в его сферу, то это для него становится возможным, когда "свидетель" сформирован в его сознании. И, наконец, когда человек воспринимает внешний мир без привязанности ко всем его ценностям, и когда отношения с ним определяются его сердцем, а смыслом его жизни становится стремление к Божественной истине, то "Свидетелем" у этого человека является его истинное "Я". Это время, когда становится возможным полное очищение человеческого существа, чтобы в нем могла пребывать Божественная истина.

Есть одна очень интересная особенность, касающаяся взаимных влияний высоких и низких вибраций – низким вибрациям недоступно все, что имеет более высокую частоту вибраций, в то же время для того, что имеет высокую частоту вибраций, доступно все, что расположено ниже их. Это очень важная особенность, без которой никакая духовная работа не может быть сделана. Современный человек является продуктом материального мира и проводником идей низшей природы. Если влияния материального мира и низшей природы преодолены и единственной позицией духовного искателя является позиция истинного "Я", то следующим этапом духовной работы человека будет трансформация его физической природы. Такого рода была работа невозможна прежде, потому что физическая природа человека связана с темными низшими мирами, силы которых не оставят без внимания все, что содержит в себе даже малейшую ложь.

Особенностью внимания "свидетеля" является то, что ему не нужно в какой бы то ни было последовательности переходить от одного объекта к другому, потому что у него есть знание, поэтому "свидетель" всегда неподвижен. Здесь под знанием понимается именно знание и ничто другое. Знание – это одновременно и единство с той реальностью, в которой находишься, и в то же время недоступность для влияния этой реальности. Знание не требует сканирования в любой последовательности, каких бы то ни было объектов. "Свидетель", оставаясь недоступным влияниям всего, что несет в себе низкие вибрации, в то же время знает о них все. Ему не нужно рассматривать их, или определять их особенности, или их намерения – у "свидетеля" знания о той ситуации, в которой он свидетельствует, всегда достаточно полные. К тому же он имеет свое намерение, которое и определяет направление его неподвижного внимания, и ту конкретную реальность, которую он хочет воспринимать. Но при этом он всегда остается неподвижным и невозмутимым, он всегда в статике, динамичной остается только та часть человеческого существа, которая принадлежит низшей природе. Это можно сравнить с полководцем, который знает ситуацию на фронте – видит ее с того высокого места, на котором он находится, в то же время он не доступен для противника, так как находится позади своих войск. Он видит события и на левом и на правом флангах и то, что происходит по центру, и ему незачем бегать по линии фронта, чтобы знать все, что необходимо для победы. И в то же время он управляет своими войсками. Здесь статика и динамика дополняют друг друга, потому что они не могут быть одна без другой. Это две стороны одной медали, и для того, чтобы духовная работа была сделана, они необходимы обе.

Когда мы слышим, что Бог неизменен, то должны понимать, что речь идет о статической ипостаси Божественного, когда же говорим о динамической стороне Бога, то она наиболее ярко выражена в проявленной Вселенной. Но в действительности такого разделения во Вселенной не существует, и это только неполнота восприятия человеческого сознания. Все миры и все времена существуют одновременно, а различия их существуют только в нашем сознании. Из той реальности, в которой существует человечество, сознание человека выбирает только некоторые ее элементы, доступные его восприятию. Мы воспринимаем реальность Вселенной такой, каково наше сознание. Это совсем не означает, что проявленная вселенная существует только в нашем сознании, она существует независимо от нашего сознания и бесконечно более сложна, чем может себе представить самый изощренный человеческий ум, но мы в ней осознаем только то, что соответствует нашему сознанию.