Начальные шаги на внутреннем пути

Шри Ауробиндо в своих беседах с учениками и в своих письменных трудах настаивает на необходимости "жить изнутри", без чего духовная работа сделана быть не может. "Жить изнутри" – это значит быть отстраненным от какой-либо деятельности, которой может быть занята внешняя часть человеческого существа, и это "неделание" толтеков, которое позволяет человеку быть незахваченным силами низшей природы. Внутренняя работа человека, идущего духовным путем, не может быть выполнена до тех пор, пока человек привязан к ценностям материального мира, и пока он идет на поводу своих желаний и побуждений. При "жизни изнутри" значимость объектов, окружающих человека, становится пустой, а сознание человека становится недоступным для влияний низшей природы. Возникает своеобразный внутренний образ, что все события происходят на поверхности сферы, внутри которой на недосягаемом расстоянии находится человек, осознающий себя их свидетелем. Такой образ вначале осознается человеком в период медитаций, в дальнейшем он воспринимает мир, осознавая внутри себя непоколебимую опору покоя, позволяющую ему оставаться невозмутимым при самых неспокойных внешних обстоятельствах. Состояние, которое здесь называется "жизнь изнутри" возможно только после того как сформируется внутри "свидетель", которым является часть нашего сознания, и этим самым оно становится недоступным каким бы то ни было внутренним эмоциональным и внешним влияниям. Но "свидетель" имеет еще одно значение – он позволяет духовному искателю погружаться все глубже в направлении своего истинного "Я". Формирование свидетеля наиболее успешно при осознании всевозможных эмоциональных состояний, которые могут возникать у человека при каких угодно обстоятельствах. Необходимо пытаться осознавать истоки этих состояний, когда они только начинают "поднимать свою голову" и еще не раскрылись в полной мере. На пути осознания всевозможных эмоциональных состояний человеку необходимо сделать несколько шагов. При этом необходимо относиться к этим состояния, как не принадлежащим самому себе.

Первый шаг, – сохраняя позицию отстраненности, человек наблюдает за своими эмоциональными реакциями. При этом, ему необходимо определить, какие эмоции возникают внутри него и в какой части его существа. “Исследуйте себя беспощадно” – говорил Шри Ауробиндо. В этих словах заключается важнейшая часть работы человека, искренно стремящегося идти духовным путем. Особенно эффективным может быть наблюдение в экстремальных ситуациях. В которых удается найти, что во всех этих реакциях участвует его эго. Не следует потакать этим реакциям, необходимо оставаться отстраненным наблюдателем – это второй шаг на пути духовного искателя.

До тех пор, пока человек сохраняет позицию отстраненности, он будет оставаться не вовлеченными в эмоциональные состояния. Необходимо быть бдительным, чтобы осознавать, как возникают внутренние реакции, и это осознание будет все раньше и раньше. И однажды человек найдет их источник. К этому времени его бдительность должна настолько возрасти, что без его позволения в его существе не появится ни одна эмоция. Умение управлять эмоциональными реакциями и сохранять внутренний покой – это третий шаг на пути воина.

Каждый из нас имеет два полюса сознания – внешний и внутренний. В связи со спецификой развития человеческой цивилизации, в основном развивался внешний полюс, а внутренний, за ненадобностью, постепенно закрылся.

Шри Ауробиндо, говоря о духовной работе рекомендовал прежде всего остановить ум. И это верно. Верно для индийцев, которые в значительной части своей живут сердцем. Благодаря этому их внутреннее осознание более раскрыто и тем самым более готово для работы по остановке ума. Европейцы больше живут умом и отстраниться от него, чтобы наблюдать за ним, для людей запада довольно трудная задача. И только поэтому для них более целесообразно начинать работу над собой с раскрытия внутреннего полюса сознания, что легче сделать, наблюдая за эмоциями. Наблюдение за эмоциями не только открывает внутренний полюс сознания, но и делает его более восприимчивым. И еще, это способствует очищению нашего подсознания.

Четвертый шаг на пути духовного искателя — успокоение ума. Это необходимо по многим причинам. 1) Наш ум постоянно занят построением моделей окружающего нас мира, создавая этим своеобразную клетку для наших восприятий. Для человека существует только та реальность, которая в виде модели находится в его уме 2) будучи активным, ум непрерывно порождает мыслеформы, этим самым истощая себя. 3) Он – основной инструмент и опора человеческого эго, которое является главным препятствием для его духовного пути. 4) Активный ум препятствует нисхождению более высокого сознания в человеческую природу.

Существует несколько методов успокоения ума — внешние и внутренние и каждый из них имеет свои особенности и свое предназначение.

Но даже в спокойном уме, в котором нет ни одной мысли, нет неподвижности. Он находится в состоянии, которое можно сравнить с предстартовым и готов начать свою работу в любой момент. В спокойном уме постоянно существуют внутренние движения, они как медленные струи жидкости двигаются в различных направлениях. Надо остановить ум, чтобы он стал полностью неподвижным – это пятый шаг на пути духовного искателя.

И, наконец, шестой шаг на пути духовного искателя – работа с эго. Эта работа должна выполняться на любом этапе духовного пути. Это изнурительная борьба с переменным успехом. Мать назвала ее лесом, потому что она как блуждание по лесу, когда заблудившийся снова и снова возвращается в исходное место.