Карма

Карма (санскр. – деяние), одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. В широком смысле – общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. Карма в узком смысле это влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования (Советский энциклопедический словарь).

Вот что говорит о карме Шри Ауробиндо:


"Закон кармы излагается просто: если затрачены определенные энергии, создается тенденция к определенным результатам. Карма не является фундаментальным законом сознания. Основной фундаментальный закон – духовный. Карма есть вторичный механизм, помогающий сознанию расти посредством опыта. Законы бытия изначально духовны. Вполне возможно устранить силу кармы. Она не абсолютна. Это ум формулирует эти законы, и ум всегда пытается представить их как нечто абсолютное".

Мать, соратница Шри Ауробиндо, говорит, по сути то же самое:


"Карма – только механизм, она не основная причина земного существования – этого не может быть; ибо когда душа впервые вступила в это существование, она не имела кармы. Если мы верим, что душа повторно рождается в теле, мы также должны верить, что существует некоторая связь между предыдущей и последующей жизнями, это прошлое души имеет воздействие на ее будущее – и это духовная сущность закона кармы.

Идея возмездия и воздаяния является грубой и вульгарной концепцией, которая попросту является распространенной ошибкой.

…Существует бесконечная градация уровней сознания между Высочайшим и Материей. В плане Материи, на уровне обыденного сознания мы связаны по рукам и ногам. Раб механизма Природы – человек связан цепью Кармы. Существует иллюзия независимости движения, но, в действительности, вы повторяете то, что делают все другие. Но это не может продолжаться все время. Вы можете переменить свое место, если хотите. Вы можете подняться и смотреть сверху и, изменяя свое сознание, даже изменить следствия. Это и есть цель Йоги – выйти из круга кармы в Божественное"

Очень образно о карме пишет П.Г.Зорин в одной из своих книг:


"Карма человека – это судьба, которая имеет много корней, и все они имеют свое начало в нашем "эго". Она похожа на ручей, прокладывающий свое русло по наиболее низким местам.…Если данную аналогию перенести на человека, то его вечное стремление к удовлетворению своих желаний и есть постоянное соскальзывание в наиболее низкие места своей судьбы. Это судьба слепой бессознательной жизни. Она может быть предсказана астрологами. О ней что-то может сказать человек, умеющий гадать на картах.

Но как только человек становится сознательным, т.е. прокладывает свой путь, не следуя за своими желаниями, все меняется. Его судьба становится непредсказуемой. Привязанности к всевозможным желаниям являются препятствиями на духовном пути. Человеческие желания – звенья бесконечной цепи кармы. …Привязанности создают для нас условия, в которых мы вынуждены действовать в зависимости от них, полностью теряя свою свободу.

…Если бы карма объяснялась только причинно-следственными отношениями, то эволюция сознания была бы невозможна. Человек, живущий в материальном мире по его законам, все свои поступки совершает согласно этим законам. И любой его поступок обязательно будет иметь следствие в этом же материальном мире. Но существует еще и духовность.…Духовность – это всегда соприкосновение с более высоким сознанием и попытка подняться за пределы материального мира.

Работа, совершаемая в Духе Карма-Йоги – является одной из возможностей выйти за пределы материального мира. Шри Ауробиндо писал: "Не форма работы сама по себе или просто активность, но сознательность и Божество будут позади того, что является сущностью Карма-Йоги.

Совершайте работу в тесном единении и глубокой связи с Божеством в нас, универсальным вокруг нас и трансцендентным над нами, не будьте закрытыми в плену обособленности человеческого ума, рабом его диктующего невежества и узких внушений – если хотите быть Карма-Йогом.

Тот, кто не имеет мужества встречать лицом к лицу терпеливо и непоколебимо жизнь и ее трудности, никогда не будет в состоянии пройти через еще более великие трудности садханы"

В связи с упоминанием о Карма-Йоге может возникнуть вопрос, если я буду работать для Божественного, как же мой долг перед семьей, страной..? Но многие просветленные люди продолжали жить в своих семьях, работая на службе, ничего не меняя в своей внешней жизни. Но при этом менялось их внутреннее отношение к окружающему.

Примером может служить известный учитель Шри Пуньджа. И после просветления он продолжал работать и поддерживать свою большую семью. Когда один из его учеников сказал ему: "Теперь я понял, от чего должен отказаться. Не от этой жизни и не от этого мира, но от всей Вселенной!" На это Шри Пуньджа ответил: "Ничего этого даже не существует". Однако это понимание не мешало ему содержать свою семью. Очевидно, что у Шри Пуньджа не было привязанностей к чему бы то ни было в этом материальном мире.

Шри Ауробиндо говорит по поводу семейного долга следующее:


"Семейный долг существует, пока кто-либо обладает обычным сознанием, если же приходит зов к духовной жизни, то либо человек принимает его полностью, либо частично, частично в силу своей собственной необходимости.

Если кто-либо освобождается от низшей Дхармы, он часто отрекается от социальных обязанностей по оплате долгов, заботе о семье, помощи на службе своей стране и т.д., так как переходит к более широкому долгу. Человек, который обратился к духовной жизни, часто оставляет все, что позади него. Но, если он не совершает этого, он привязан навсегда к низшей жизни, ибо всегда существует некоторый долг, который должен быть выполнен, и он будет не в состоянии когда-либо выполнить духовную Дхарму.

В мирской жизни единственным способом, с помощью которого он может вступить в Садхану, является постоянная память о Божественном, восприятие трудностей как испытание, которое должно быть пройдено, постоянно молясь о Божественной помощи и покровительстве и прося открытия сердца для поддержания Божественного присутствия".

Если обобщить сказанное, то все без исключения в материальном мире имеет свою карму, и единственным способом выйти за ее пределы для человека является все большая сдача себя Божественному. Когда человек ничего не будет присваивать себе и станет совершенным каналом исполнения Божественной воли, только тогда он может избавиться от цепи предопределенностей, ибо всю ответственность за совершаемые деяния на себя возьмет Бог.