Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Некоторые аспекты эго

--


В мире существует только две основных оценки чего бы то ни было - хорошее и плохое. У каждого человека есть свои пределы этих оценок, но общий смысл при этом не меняется. Здесь мы назовем только некоторые отрицательные образы – метафоры, служащие для оценки личности человека, и с которыми человек, кому эти характеристики адресуются, не хотел бы иметь ничего общего: козел, осел, ворона, гнида, вошь, слизняк, вампир, тряпка, подстилка, тупой как обух топора, мелочный, жадный, глупый, зануда, безвольный, неряха и еще множество других эпитетов. И есть положительные образы – метафоры, которые содержат в себе желаемые для человека внутренние или внешние качества: орел, сокол, ласточка, голубь, лебедушка, солнышко, муравей (имеется в виду его трудолюбие), умница, человек слова, скала (надежная опора) и еще множество других эпитетов, приятных для человека. Используя такого рода эпитеты можно в значительной степени влиять на человека с целью манипулирования им, например, заткнуть ему рот, если он говорит что-либо неприятное для нас, или же изменить его отношение к кому-либо или к чему-либо. Для примера приведу диалог между мужем и женой:

– Ты опять не почистил свою обувь и грязной оставил на ночь, – говорит жена мужу. Ты же знаешь, что от грязи кожа обуви портиться, да и пол всегда грязный, потому что я не успеваю вытирать его за тобой.

– Не будь такой мелочной  занудой, своими замечаниями по каждому поводу ты уже перепилила мне шею, – отвечает ей муж.

– Но с тобой невозможно говорить по-другому, так как ты тупой и упрямый как осел, – в ответ парировала жена, – я же хочу, чтобы ты не был неряхой, а таким, как все порядочные люди.

– Это я то неряха, ты на себя посмотри! Ходишь не причесанная, тушь под глазами размазанная, на кухне всегда гора грязной посуды.

– Ну вот, слова ему не скажи, перед кем-то как половая тряпка, а дома топорщится, мужчину из себя корчит.

В этом эмоциональном диалоге, каждый из участников поставил себя на сторону хорошего, а другого – на сторону плохого. Когда мы говорим: какой ты плохой, то всегда подразумеваем, что я не такой, я – хороший. А если не хочешь, чтобы я считал тебя плохим, то заткнись и молчи, иначе я найду еще много других эпитетов – таких, что холодно не будет. Другому человеку в этом случае приходится или замолчать, чтобы не быть "плохим", или же обвинить другого, что он еще хуже, или пусть я плохой, но ты по крайней мере не лучше меня, а скорее всего даже хуже. И окончательным ударом могут быть фразы: ты всегда был (была) такой и горбатого могила исправит, всю жизнь мне испортил (испортила), а на людях претворяешься хорошим (хорошей). Знали бы люди, какой (какая) ты есть на самом деле, лицемер!  Можно приводить еще множество других диалогов, которые могут быть еще более острыми и невыносимыми для каждого из его участников, потому что человеческое эго бесконечно изобретательно, когда хочет утвердить самого себя.

Аналогичная ситуация может быть и на социальном уровне и здесь также существуют термины, характеризующие плохих и хороших. Причем, эти термины похожи на маски, которые надевают на идеи или на людей очень часто насильно, чтобы белое выдать за черное, а черное – за белое, плохих – за хороших, а хороших – за плохих. Если люди не принимают то, что разрушительно для их культуры и духовности, то на них навешивают ярлыки ксенофобов, а если пытаются сохранить свою национальную самобытность, гордятся своей нацией и прилагают усилие, чтобы отстоять ее целостность и достойное положение среди других наций, то таких людей называют шовинистами и даже фашистами. Если люди отказываются принять современную лживую демократию с ее двойными стандартами, то их обвиняют в том, что они не принимают общечеловеческих ценностей. Если народ не согласен принять идею вседозволенности, которую называют либерализмом, то его обвиняют в тупости и отсталости, не понимающего своего собственного счастья и счастья своих потомков. Содомитов, склонных к мужеложеству, облагородили и именуют геями, а женщин, торгующих своими телами – путанами, убийц – киллерами, а политических проституток, торгующих своей совестью – уважаемыми государственными деятелями. И, похоже, все расставлено по местам в соответствии с целями тех, которые прорвались наверх, все имеет приличное название, осталось только чтобы в этим слова-маски, поверили те, которые внизу, а если и не поверят – им же хуже. и несмотря на то, что "Чубайс нечистоплотный политик, глубоко ненавистный для большинства своих сограждан", как говорит Питер Реддвей из США, его слова: "чтобы всем жилось весело, хорошо и тепло – так не бывает", как нельзя более правильно характеризуют сегодняшнее состояние дел в России. И здесь, на социальном уровне, мы вновь встречаемся с проявлением вездесущего эго, но уже с другой его гранью: цинизмом и бездушием.