Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СТРАЖ ВОРОТ ВНУТРЕННЕГО МИРА

--

Ум является инструментом низшей природы, используя который, она не только привязывает человека к ценностям и идеям материального мира, но и не позволяет ему выходить в пространства других планов реальности. Каждый план реальности проявляет в себе какую-то часть бесконечного спектра сознания, представленного в человеке возможностями. Каждая возможность – это врата, открывающиеся на определенный сигнал, поступающий от человека. Этим сигналом является состояние человека, созвучное определенной возможности. Любая направленная деятельность сопровождается определенным состоянием. Любое стремление человека и сформированное намерение так же имеют свою частоту вибраций. Имеет своё звучание и состояние неопределённости, которое можно сравнить с белым шумом или какофонией. Вся вселенная  в каждой своей точке вибрирует, и комплексы этих вибраций создают или какие-либо индивидуальности, или даже целые вселенные. Человек является универсальным приёмником вибраций вселенной, так как содержит в себе все мыслимые её возможности, но открыты из них только те, которые обслуживают его потребности. В свою очередь, потребности человека соответствуют его мировоззрению. Кроме того, открытые возможности человека ограничивают его намерения преимущественно тем, что принадлежит низшей природе.

Ум – это не только инструмент, превращающий свои прикосновения к знаниям в информацию, он так же участвует в формировании индивидуальности человека, в которой далеко не последнее место занимает его значимость. Так как он не является инструментом знаний, а способен только прикасаться к их поверхности, то информацию он превращает в мнения. Ум не способен сострадать, так как у него есть определённые установки, заменяющие восприимчивость. Человек может говорить о животных, как о братьях наших меньших, и относится к ним как к вещам, не испытывающим голод, холод, страх, любовь. Однажды по телевидению показывали дружбу животных – кошки и собаки, утки и собаки, котёнка и пеликана, лошади и кошки. Но эти живые существа, испытывающие нежность друг к другу, для человека чаще всего являются живыми вещами полезными или бесполезными для него. Утка с её нежностью к своему другу – собаке, завтра может попасть в суп. Собаку в непогоду могут выгнать на улицу. И не заболит у человека, живущего своим умом, душа, что собака – живое чувствующее существо, которое может быть беспредельно преданной своему хозяину. По улице в пятнадцатиградусный мороз идёт высокая дородная женщина в дорогой норковой шубе и ведёт на кожаном поводке, дрожащего от холода, крошечного гладкошерстного карликового пинчера. Женщина, обращается к ней прохожий, вы бы взяли вашу собачку на руки, она же у вас совсем замерзает. Женщина чуть повернула голову в его сторону – не учите меня, это моя собака, и гордо поплыла дальше. Человеческий ум – тупой и тёмный инструмент, одевший человека в непробиваемую броню своей собственной значимости и ничтожности всего остального. Эту броню невозможно разбить ничем. Она в отличие от танковой брони, – упругая, и даже кажется податливой, но как только прекратилось внешнее влияние на неё, вновь принимает прежнюю форму. Эту броню ума можно разрушить только изнутри, но для этого человеку необходимо преодолеть сопротивление ума. Ум, не имея знаний, истинное будущее, заменяет планами, основанные на прошлом и его желаниях, и эти планы становятся его целью. 

И, на что следует обратить особое внимание, – ум не позволяет человеку выйти за пределы своей собственной компетенции, и сопротивляется, когда человек пытается подчинить его своей воле. Это происходит тогда, когда человек, идущий духовным путём, пытается войти в сферу ума или в сферу сердца. Здесь слово – сфера не метафора, а реальное пространство, куда человек может входить и выполнять необходимую для него работу. Ум пытается скрыть от человека своё происхождение и источник своей активности, и стремится к своей независимости от воли человека, и даже пытается навязать ему свою волю. Когда же человек пытается выйти за пределы компетенции ума, чтобы войти в сферу сердца, то ум настойчиво сопротивляется такой практике и всячески отвлекает человека на всевозможные необязательные пустяки. Для ума  непонятно стремление человека в те области, которые недоступны его логике и не соответствуют его ценностям, и он различными способами отговаривает человека от этого.

Существует грань между внешним миром с его ценностями и внутренними пространствами, постижение которых необходимо для духовного искателя. И когда человек в период исследования самого себя, приближается к этой грани, ум всячески пытается отвлечь его. И это происходит не только в период медитаций, но и при взаимодействии человека с внешним миром, когда ум может создать человеку множество проблем, отвлекающих его от внутренней работы. Шри Ауробиндо однажды сказал, исследуйте себя беспощадно, но ум всячески препятствует таким исследованиям. Он может убеждать человека, что такая внутренняя работа непосильна для него, и что только немногие могут выполнять её, а он к этим немногим не относится. Или же предлагает человеку отложить эту работу на более поздние периоды своей жизни, когда будет больше свободного времени.

Ум является инструментом низшей природы, которая воплощает множество сил, стоящих позади всего живого на Земле. Резидентом этих сил в человеке является эго, которое определяет качество взаимодействия человека с внешней реальностью. Если духовный искатель будет внимательным к влияниям эго на его отношения с другими людьми и на отношение к самому себе, то он осознает, что каждое его слово и действие реализуется с санкции эго. Ум является только исполнителем воли сил низшей природы, управляющих человеком через его эго…. Такого рода исследования могут породить в человеке состояние отвержения результатов познания самого себя, и даже отвержение духовного пути. Разумеется, такое отвержение будет иметь своим источником определенные силы низшей природы, которая не хочет выпускать человека из-под своей власти, так как считает его своим инструментом в этом мире, своим рабом, который должен выполнять её прихоти.